Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Творчество и память: как творческие идеи оживают в стенах «Юности»

0 0

«В России Пикассо не возьмут, скорее, шапку слямзят»

Старинное здание напротив памятника Маяковскому, на другой стороне улицы Горького (то есть поблизости, а возможно, и в перекрестье этих литературных имен), фасад — витринный, ресторана «София», на задворках этого гастрономического очага (если обогнуть его справа, потянуть казенного вида не антикварную, скорее, фанерную дверь) обнаружится редакция журнала «Юность».

Творчество и память: как творческие идеи оживают в стенах «Юности»

тестовый баннер под заглавное изображение

 По затертым ступеням темноватой лестницы на второй этаж, опять простенькая, не раритетная дверь, попадаешь из городского грохота в тишину гостеприимной коммунальной квартиры (метафора правомерна, ибо рос я в дружно сплоченной коммуналке), та же коммунальная конфигурация: коридоры, большие и малые комнаты, крохотные клетушки — изолированные, смежные, распашонки, с незахлопывающимися (потому что намеренно не закрывают) створками, секретов нет, присаживайся, располагайся, тебе рады, — слева от входа, в импровизированной просторной (сравнительно с остальными помещениями) прихожей сутулится за столиком вежливый старичок-вахтер, никогда не спрашивает, к кому и зачем, за его спиной — отдел поэзии (заведует Натан Злотников, помощником — Николай Новиков), пять шагов вперед, и справа, после проема-перешейка-устья — отсеки главного редактора Бориса Николаевича Полевого (золотая звезда Героя на лацкане, ярчайшее достижение советской классики: «Повесть о настоящем человеке» изучают в школах, при этом создатель легендарной эпопеи пользуется муниципальным транспортом, пренебрегая персональной приданной ему черной «Волгой» секретаря Союза писателей СССР) и его зама Андрея Дмитриевича Дементьева (песня «Лебединая верность» и прочие любимые народом шлягеры), в приемной — неизменная многолетняя сподвижница Полевого Лидия Кузьминична, прямо по коридорчику — актовый зал, здесь проходили занятия знаменитой студии «Зеленая лампа», по правую руку от него — отдел юмора (единственный сотрудник, но какой! — Виктор Славкин), слева — отдел прозы (во главе — дипломатичнейшая Мэри Лазаревна Озерова и три ассистирующие грации: Татьяна Бобрынина, Елена Зотова, Ирина Хургина), отдел писем, отдел иллюстраций (и его колоритнейший, общительнейший, неумолчный завсегдатай Иосиф Офенгенден, каламбур напрашивается: офигенный Офенгенден, разница в возрасте огромная, но сразу предлагает на «ты» и экспромтом, единым росчерком создает дивный рисунок к моей новелле), далее — вотчина ответственного секретаря Леопольда Абрамовича Железнова и его соратника Эммануила Борисовича Вишнякова, отдел публицистики (руководит Юрий Зерчанинов, муж Клары Новиковой)… По стенам — картины молодых живописцев, среди них скромно — под стать обладателю — тулится полотно Пикассо, подаренное автором-гением Борису Полевому: лишнее доказательство, что коммунальная обитель воспринимается главредом не побочным, не второстепенным, а подлинно родным кровом, если БэНу (Борису Николаевичу) шутя говорили: «Украдут Пикассо, охраны никакой!», он флегматично отзывался: «В России Пикассо не возьмут, скорее, шапку слямзят». Его реплики стоят отдельного разбора. Когда вызывали в ЦК КПСС на разнос за идеологически невыдержанную линию не умевшего стоять по стойке «смирно» вольнолюбивого ежемесячника, он хмыкал: «Запихну в штаны шахматную доску с фигурами, пущай хлещут, грохоту много, а ягодиц не достанут!». Словечки, разумеется, использовал похлеще приведенных «слямзят» и «ягодиц», изъяснялся доходчиво. Тех, кто его подвел, отечески корил: «Ну, вы наср… Больше лошади…»

Посчастливилось получать сердечные письма от Бориса Полевого (ко мне, мальчишке, он обращался без котурн, как к равному!), дружить с Натаном Злотниковым (на улице, еще когда не были знакомы, он подобрал упавшего старика, отвез в 1-ю Градскую, оказалось, что это мой восьмидесятипятилетний дедушка), повезло публиковаться в отделах юмора и прозы (как-никак 4 повести, среди них много передряг хлебнувшие «Ловцы троллейбусов»), слушать поразительные воспоминания Леопольда Железнова. Сопоставляя «Юность» с параллельными ей периодическими изданиями клеклой брежневской эпохи (я наведывался и в казенно пальное «Знамя» Вадима Кожевникова, и в тусклую «Москву» Михаила Алексеева, и в «Новый мир» постыдного послетвардовского упадка, редакции этих скулосводяще скучнейших департаментов подавляли цепенящей официальщиной), нельзя не вознести хвалу незарегламентированной сабантуйской коммуналке и обосновавшимся здесь нон-конформизму, веселой непринужденности, доброжелательности, экспериментальности. Именно в этой купели хрущевской оттепели, где громкими новорожденными криками заявили о себе Евтушенко, Вознесенский, Аксенов, Гладилин, Горенштейн, Горин, Арканов, должна была уютно примоститься и затеплиться, принимая эстафету завещанного декабристами, Пушкиным, Дельвигом немеркнущего светильника, маяка с зеленым абажуром, студия «Зеленая лампа» — пушкинский лицей, в аудиториях которого многоопытные мэтры могли передать творческий навык и демократические воззрения слетающейся на приветливый огонек литературной поросли. Эпиграфом подразумевались камертонные, аксиомные строки Евгения Винокурова: «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»

Помню вдохновенную лекцию Юрия Карякина (актовый зал битком), тончайшее выступление Владимира Турбина, семинарские занятия под дирижированием Виктора Славкина: Виктор Иосифович раздавал школярам наклеенные на библиотечные карточки вырезки из газет — о курьезных эпизодах, необъяснимых происшествиях, чудаках и их чудачествах, невообразимых глупостях и головотяпствах (эти «блестки» он коллекционировал в течение всей своей жизни), требовал стремительно сочинить рассказ-вариацию доставшегося чаще всего сюрреалистического сюжета. Скрипевший рядом со мной перышком (за письменным столом? нет, партой) Саша Портер блестяще справился с поставленным условием, я не сдюжил. Чтение-обсуждение нетленок затягивалось до полуночи. «Администрация», сколь долго ни длились бдения, не торопила, не гнала, не стучала ногтем по циферблату. Приобщение вечности не терпит спешки! Напротив, подчеркивалось уважение к начинашкам и их стараниям. Лучшие опусы получали путевку к читателю. В горниле дружества соперничающие амбиции переплавлялись в братское единство. По праву лицейского товарищества я бывал на спектаклях Славкина «Игра в серсо» и «Взрослая дочь молодого человека».

Многих поразительных подробностей о любимом журнале и его корифеях-патриархах не узнал бы, если бы не камерные чаепития возле «Зеленой лампы». Например, о том, что типографские станки, днем и ночью беспередышечно шлепавшие многомилионный тираж «Юности», привезены в качестве военного трофея из Германии. Эта деталь логично вписывалась в распахнувшуюся передо мной (и другими студийцами) бездверно-бесперегородочную панораму, существенно дополняла ее, выстраивала последовательную логичную цепочку причин и следствий (в молодости ищешь фактические подтверждения разумности происходящего, у наивных притязателей процесс поиска растягивается на более долгие сроки): вместо оголтелой человеконенавистнической гитлеровской пропаганды гуттенберговские прессы оттискивали теперь ироничные фельетоны Галки Галкиной, да и Борис Полевой и Леопольд Железнов закалили свою не-разлей-вода спаянность на фронтах Второй мировой, оба были военными корреспондентами «Правды». Леопольд Железнов (его жена погибла жертвой сфабрикованного обвинения по делу Еврейского антифашистского комитета) поведал однажды: главред «Правды» велел срочно отправляться в командировку в Ленинград, не назвав цель поездки. Маловагонный спецсостав под парами ждал журналистов (из других газет тоже) на Ленинградском вокзале. Прибыли к месту назначения, тут репортерам объявили: убит Сергей Киров. Следовало по горячим следам, оперативно и разножанрово оповестить об этом население. Но в момент отправления поезда, заметил Железнов, лидер ленинградских коммунистов был жив.

Закончились сходки под «Зеленой лампой» (их замечательно запечатлел фотограф Максим Земнов) вручением дипломов. Получивший такой диплом выпускник словно уносил с собой затепленную свечечку. Происходило прощание с юностью, прощание с милой нашему сердцу «Юностью» той поры. Перед воспитанниками-«светлячками» расстилалась не тепличная, не студийная жизнь. Патриархи уступали место молодежи. Леопольда Абрамовича Железнова сменил на посту ответственного секретаря Алексей Степанович Пьянов (будущий главред «Крокодила»), Полевой и Дементьев хорошо знали его по Калининскому обкому партии (они трое были выходцы из Твери).

…После напечатанной повести «Плюс-минус десять дней» (номер журнала был полностью отдан дебютантам) я принес в «Юность» новую повесть: «Светофор. Цвет жёлтый». В коридоре стояли озабоченные Полевой и Дементьев: пришла телеграмма о смерти матери Алексея Пьянова. Решали, как помягче сообщить ему о грянувшей беде. У Алексея Степановича в кабинете уже очень долго находился Вишняков, обсуждал свежепоступившую от Анатолия Алексина корректуру.

— Приду позже, — напутствовал нас Борис Николаевич.

Мы вошли и долго слушали сетования Вишнякова. Он говорил: у Алексина слишком большая правка, за нее в типографии много возьмут.

— Надо его знать, — весело реагировал Пьянов. — Алексин видит текст, только когда набран типографски.

— Я его понимаю, — говорил Вишняков. — Но издательство не понимает.

Наконец, он ушел.

Пьянов начал разбирать на столе бумаги, мурлыкал под нос какую-то мелодию. Он не знал и не догадывался.

— Чего невеселые, ребята? — спросил он, поднял голову и посмотрел на нас, потом продолжил бумажные пертурбации. — Такие славные ребята, и невеселые.

— Несчастье у тебя, Леша, — сказал Андрей Дмитриевич.

— А? — Пьянов вскинул глаза и замер, надеясь, что ослышался. — У кого, у меня?

— С Дальнего Востока телеграмма.

В одно мгновение он преобразился. Лицо осунулось, сузилось, приняло испуганно заискивающее выражение. Он сделал суетливое движение — то ли хотел отодвинуться на стуле от нас подальше, то ли спрятаться в ворохе бумаг. Но отступать было некуда.

— Что, мама? Заболела мама? — предпринял последнюю попытку он.

— Умерла, Алеша, — сказал Андрей Дмитриевич.

Пьянов прижал ладони к глазам и по-детски заскулил.

— Держись, старик, — сказал Андрей Дмитриевич. — Сколько ей было?

— Шестьдесят пять, — глухо, сквозь всхлипы, ответил Пьянов.

Когда закончился первый приступ рыданий, он поднял лицо. Веки уже припухли и покраснели.

— А я… А я… Даже не похороны полететь не смогу. Мама… — И он снова заплакал.

— Вот наша жизнь, — сказал Андрей Дмитриевич — Еще полчаса назад шутили, а человека уже не было.

Я посмотрел в окно. Под окном остановился автобус, набитый детскими яркими одеялами. Они были уложены на сиденье тюками.

Снег на середине мостовой был не тронут, только по краям, справа и слева, тянулась перевитые следы задевших целину шин.

Вошел Полевой. Увидев Бориса Николаевича, Пьянов опять заплакал. Полевой обхватил вздрагивавшего от рыданий Алексея Степановича, прижал его голову к своей груди и стал гладить по волосам.

— Ну, успокойся, — говорил он. — Успокойся.

Пьянов стал всхлипывать реже.

Лидия Кузьминична принесла настойку валерианы и ландыша.

— Вот это я понимаю, — сказал Полевой. — Это и я могу за компанию выпить.

— Я каждый день на ночь пью, — сказал Дементьев, — вместо водки и коньяка.

— И правильно, — поддержал его Полевой. — Еще пустырник надо пить.

— С травами сейчас плохо, — сказал Пьянов. — Мы этим летом с Ирой пустырник искали и не нашли. Все луга скошены.

— Да он возле каждого туалета растет, — возразил Полевой.

— Возле нашего редакционного тоже? — пошутил Пьянов.

Он выпил капли.

Я принес воду, чтобы Полевой мог разбавить капли, и предупредил:

— С виду стакан не очень чистый, но я мыл.

— Ерунда, — сказал Полевой. — Я с земли из лошадиного копыта пил. — И тоже выпил валерьянку.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.