Как возмещают форс-мажор, случившийся в Шереметьево
Пока в аэропорту Шереметьево делают все, чтобы как можно скорее вернуться к нормальной полетной жизни, пассажиры изучают «как там у них»: какие можно выдвигать требования в соответствии с российским и иностранным законодательством и что в соответствии с этим получить.
тестовый баннер под заглавное изображение
«Ситуация в аэропорте России сложная, действительно, задержки создают основания для того, чтобы пассажиры обращались к действующему законодательству и регламентам, так как в любом случае должны быть обеспечены их нужды, начиная с задержки рейса более двух часов», — рассказывает правозащитник Мария Архипова.
С ее точки зрения, требовать возмещения услуг можно при задержке рейса более 2 часов.
Согласно ФАП РФ, ст. 99 Воздушного кодекса РФ пассажирам при небольшой задержке должны быть обеспечены: прохладительные напитки и два телефонных звонка или сообщения по email. Если задержка рейса более 4 часов, то гражданам должно быть предоставлено горячее питание; дальше – каждые 6 часов днём и каждые 8 часов ночью. Если рейс откладывается от 8 часов днем или от 6 часов ночью, пассажиры должны получить размещение в гостинице, трансфер туда и обратно, хранение багажа.
Если пассажиры летят с детьми до 7 лет, то им предоставляется комната матери и ребёнка, детское питание, приоритетные услуги в аэропорту.
Что касается непосредственно денежных компенсаций, то, если задержка произошла по вине авиакомпании, выплачивается неустойка по ст. 120 ВК РФ 25 % от МРОТ за каждый час задержки (при нынешнем МРОТ 22440 ₽ получится 5610 ₽/час), максимум — не более 50 % стоимости билета. Моральный ущерб также можно взыскать по ст. 13 Закона о защите прав потребителей: 3% от стоимости билета за каждый час задержки – до 100% стоимости билета, то есть, например, при задержке на 5 часов – компенсация морального ущерба составит 15% от стоимости билета.
Также можно возместить фактические расходы: проезд, питание, гостиница, перепланировка поездки, срывы мероприятий и так далее, если пассажир может это доказать. Это возможно только по инициативе пассажира — ему потребуется приложить чеки, справки, фотографии.
Есть механизм и полного возврата денег за билет – при принудительном отказе от полёта из-за долгой задержки по вине авиакомпании пассажир вправе вернуть полную стоимость билета (включая невозвратные тарифы).
Однако все приведенные варианты компенсации касаются тех случаев, когда задержка рейса – вина авиакомпании.
Совершенно иначе обстоят дела, если задержка вызвана теми самыми форс-мажорными обстоятельствами: погода, забастовки, военные действия, техническая неисправность, угрожающая безопасности, иными событиями вне контроля перевозчика. В этом случае авиакомпания не возмещает финансовых потерь. Но стоит документировать и фиксировать все, что связано с задержкой рейса, особенно, если причины этой задержки четко не указываются и продолжительное время остаются неизвестными пассажирам. Итак, нужно получить отметку о задержке рейса у авиакомпании на билете или посадочном талоне, сохранять документы – посадочный, чек оплаты билета, багажная квитанция, фото табло рейсов, расходы на пребывание в аэропорту. Потом это все может лечь в основу претензии к авиакомпании – перевозчик обязан ответить в течение 30 дней. После отказа – остается возможность подать жалобу в Роспотребнадзор и Росавиацию, потом – в суд.
х х х
Как обстоят дела с компенсациям подобного рода в других странах?
Например, в США вообще не предусмотрена обязательная денежная компенсация пассажирам за задержки рейсов длительностью более 24 часов. Однако существуют другие механизмы защиты прав пассажиров. Так, с 28 октября 2024 года DOT (Министерство транспорта США) обязало авиакомпании автоматически возвращать деньги (в том числе налоги и сборы): за домашние рейсы, если задержка составляет более 3 часов — даже если пассажир не признаёт рейс нарушенным, не приемлет предложенную альтернативу или компенсацию в виде ваучера, а за международные рейсы – когда задержка превышает 6 часов. Возврат должен быть оформлен в течение 7 рабочих дней (для оплаты картой) или 20 дней (другими способами). По текущим правилам в США нет фиксированной суммы компенсации за задержки. Но если задержка вызвана виной авиакомпании (например, технические проблемы), вы можете потребовать:
• питание и напитки;
• трансфер до и из отеля;
• проживание, если задержка переносит рейс на следующий день
Однако DOT пока не требует обязательные выплаты за задержки (в отличие от ЕС). Эта система находится на этапе предложений, и требует дальнейшего утверждения и внедрения.
А вот в странах Евросоюза, напротив, действует один из самых строгих и проработанных режимов защиты прав авиапассажиров — Регламент ЕС № 261/2004. Он обязателен для всех авиакомпаний: вылетающих из ЕС, независимо от страны перевозчика, прилетающих в ЕС, если перевозчик — европейская авиакомпания.
Прежде всего это фиксированная денежная компенсация (по ст. 7 Регламента 261/2004): если ваш рейс задержался при прибытии более чем на 3 часа, и задержка произошла по вине авиакомпании, вы имеете право на компенсацию: до 1 500 км – 250 евро, до 3500 км – 400 евро, более 3500 км – 600 евро. Последняя цифра – это максимальный размер компенсации. Точно так же предусмотрено, как и в РФ, обслуживание на месте задержки рейса: если задержка превысила 2 часа при коротком рейсе (до 1 500 км) — предоставить питание и напитки, две бесплатные телефонные связи / e-mail, на 3 часа – проживание в отеле, на 4 часа и более – отель, трансфер до отеля и обратно.
Если рейс задерживается в ЕС более чем на 5 часов, то пассажир имеет право отказаться от полёта и получить полный возврат стоимости билета (в течение 7 дней), либо требовать перебронирование на позднейший или удобный вам рейс, либо — если вы уже начали путешествие — возврат за неперелётную часть маршрута.
Компенсация также не предусмотрена в ЕС, если задержка вызвана чрезвычайными обстоятельствами (экстремальная погода, теракты, стихийные бедствия, закрытие аэропортов, забастовка авиадиспетчеров), пассажир опоздал на регистрацию, пассажир добровольно отказался от места в обмен на бонусы.
Очевидно, что правила в разных странах отвечают примерно одним стандартам. Что касается например, таких стран как Япония, то нет отдельного регламента, как в ЕС, но общие правила те же.
Источник: www.mk.ru