Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Тайна за обоями: что прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

0 0

Необычная находка сделана в особняке известного архитектора Гиппиуса

«Краску на наличниках нужно снимать слоями — а их тут 3 или 4, — предварительно смазав вот этой жидкостью, — наставляет меня коллега по СПЧ, руководитель «Архнадзора» Константин Михайлов. — Помните, что дому сто лет и он построен известным архитектором Белокаменной».

Тайна за обоями: что  прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

тестовый баннер под заглавное изображение

Этот дом действительно уникальный, его хозяин — Карл Гиппиус, который был главным архитектором Московского зоопарка и других знаковых для столицы зданий. А принять участие в его реставрации сегодня может любой желающий, и это не шутка. Профессиональные знания приветствуются, но не обязательны. Сотни москвичей уже смогли почувствовать себя реставраторами старых домов в Москве. Произошло это благодаря изменениям в законодательстве, которые позволили прикоснуться к древностям не только специалистам, но и добровольцам.

О том, кто и зачем сегодня восстанавливает старину в Первопрестольной, — в материале обозревателя «МК», члена СПЧ.

Место действия — Москва. Тимирязевский район. Улица Вучетича. Среди огромных многоэтажек — самая настоящая деревня, утопающая в садах. Это — Соломенная Сторожка. О ее существовании знают немногие даже коренные москвичи. Меж тем это местечко всего в 7 км от Кремля, несколько минут езды по дороге без пробок. Знаменито оно тем, что в лесочке поблизости есть самая старая в Москве (XVIII век!) мощеная кирпичом дорожка. Название же местности дал домик-сторожка, построенный из глины и соломы. Когда-то в нем жил полицейский пристав, а после революции 1917 года тут долгое время был милицейский участок.

Сто лет назад в Соломенной Сторожке выделили «наделы» бездомным профессорам земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет им. К.А.Тимирязева). «Бездомным» — в прямом смысле, ведь многие приехали на работу из глубинки и у них не было никакого жилья в Москве. За проектирование поселка взялся Карл Гиппиус, к тому времени уже создавший основные сооружения зоопарка. Проектировал-проектировал, а заодно и себе поставил дом, прикупив участок земли в кооперативе. 

В Соломенной Сторожке сразу поселилась научная интеллигенция — выдающиеся зоологи и биологи, животноводы и агрономы, изобретатели и инженеры. Со временем тут стали строить свои дачи люди, не имевшие отношения к академическим наукам, и творческие люди, выбравшие место как одно из самых спокойных и зеленых в Москве. Только один пример — советский скульптор-монументалист Вучетич построил здесь дачу, разместил на территории уменьшенную копию «Родины-матери», поставил отдельно ее голову в натуральную величину.

Но мы идем реставрировать не дом Вучетича, а жилище самого Гиппиуса.

Вообще вся эта затея с реставрацией старых домов, получивших статус объектов культурного наследия, родилась несколько лет назад, и к ней присоединились в 60 городах страны. Архитекторы и просто неравнодушные люди реставрируют как заброшенные дома, так и жилые, как принадлежащие государству, так и частным лицам. Главное — дома должны иметь статус исторических памятников.

Мне невольно вспоминается пример из классики. Помните, как герой Марка Твена мальчишка Том Сойер сумел с таким видом красить забор, что превратил скучное занятие в удовольствие и еще заработал на этом? Собственно, и тут примерно такой же принцип. Вместо того чтобы смотреть телевизор или делать еще что похуже, люди могут взять шпатель, кисточки и начать восстанавливать древний дом. Благо что новый закон (принят пять лет назад) допускает добровольцев до реставрационных работ.

Тайна за обоями: что  прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

Член СПЧ Константин Михайлов объясняет, почему мы выбрали Соломенную Сторожку: и место уникальное, и осталось всего 13 старых домов. Увы, часть домов были по нескольку раз перепроданы и какие-то даже перестроены. Еще в 70-х годах стоили они «три копейки», потому что были без воды, без канализации, без света. А сейчас это место мегапрестижно. Периодически появляются желающие приобрести участок с домиком за сотни миллионов рублей. Вот некоторые потомки великих москвичей и дали слабину, продали наследство…

Но дом Гиппиуса — счастливое исключение. Здесь до сих пор живут продолжатели рода архитектора — Евгения и Дмитрий, которые с радостью приняли предложение реставраторов, пустили их и вообще всех желающих.

…Небольшой зеленый дом Гиппиуса на вид совершенно обычный, но очень продуманный. Он изначально был спроектирован для удобного, комфортного жилья, впрочем, как и все остальные дома в Соломенной Сторожке. Во время нашего визита здесь уже работало пять человек вместе с хозяином Дмитрием.

— Всего 160 человек записались на эту реставрацию, — говорит координатор Евгения Твардовская. — У нас 3 смены в день. Вчера были сотрудники одной крупной компании (вообще наблюдаем бум на корпоративное волонтерство). Они с собой привезли материалы, инструменты. Но чаще всего приходят люди в частном порядке. Мы не проверяем навыки. Тут есть всегда дежурный реставратор, который проводит с человеком инструктаж. Сейчас происходит маркировка деталей обшивки, аккуратный демонтаж, расчистка. И, кстати, уже есть архитектурные и исторические находки.

Тайна за обоями: что  прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

Что движет людьми, которые приходят? Спрашиваем добровольцев.

«Я вижу, что происходит с культурным наследием, — говорит Катерина. — И я хочу своими руками внести вклад в реальное его сохранение».

«Я хотел понять, как встречается старое дерево с новым, — подхватывает другая девушка-волонтер. — Получить навык работы с деревом. Прочувствовать все на кончиках пальцев».

«Захотелось посмотреть, как люди в Москве жили 100 лет назад», — говорит Марина.

Михайлов и внучатая племянница Гиппиуса Евгения проводят экскурсию всем, кто приходит. Показывают, что сад сохранился в первозданном виде. Там те же яблони, что высадил хозяин. Пионы на тех же местах, что он для них подбирал. Кстати, многие жители Соломенной Сторожки экспериментировали на грядках (не зря же они были профессорами академии), высаживали всякие диковинные кустарники и деревья.

Тайна за обоями: что  прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

Внутри дома полностью сохранились деревянные стены из брусьев. Реставраторы сняли слои обоев, обнаружили под ними чертежи (пока еще не смогли понять, что это) и загадочный обрывок с архитектурным орнаментом.

— Возможно, просто использовали чертежи как бумагу, на которую клеили обои, — предполагает Михайлов. — Но, скорее всего, так спрятали проекты. От кого? И что именно это за чертежи? Мы не знаем достоверно, кто это сделал и почему, но полагаем, что это не случайность.

Волонтеры вместе с хозяевами обследовали чердак, вытащили оттуда старинный патефон и стереоскоп для просмотра фотографий со стеклышками. Теперь это одна из главных забав гостей дома Гиппиуса — просматривать стеклянную «пленку». Гиппиус сам являлся председателем Московского общества фотографов, но что именно из этих изображений принадлежит ему, а что он приобрел — неизвестно.

Тайна за обоями: что  прятал в старинном особняке знаменитый московский архитектор

А еще в доме большой аквариум. Золотые рыбки тут живут почти сто лет, с момента заселения Карла Гиппиуса. А все потому, что он знаменитый аквариумист. В 1910 году архитектор открыл в Москве одну из первых в Европе частных постоянно действующих аквариумных выставок. Как гласят архивные документы, там было 114 аквариумов и бассейнов (самый большой вмещал больше трех тонн воды, где можно было увидеть даже редких тропических рыб). В кабинете Карла Гиппиуса сегодня уже все по-другому, но осталось много мемориальных вещей, аквариумов, чернильный прибор.

В общем, весь дом — маленький удивительный музей. И самое необычное — «открывали» его в этом «статусе» простые люди, которым захотелось сделать что-то хорошее и погрузиться в атмосферу прошлого.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.