Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Главные тайны лечебницы-приюта для одержимых раком: ампутировали конечности

0 3

Онкологическому институту имени герцена — 125 лет

20 декабря бывшей Лечебнице-приюту для одержимых раком (ныне — это Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена (филиал ФГБУ НМИЦ радиологии Минздрава России) исполняется 125 лет. В 1898 году это было первое онкологическое учреждение не только в нашей стране, но практически и в Европе (двумя годами ранее появился только раковый госпиталь в Нью-Йорке)! Сейчас даже трудно себе представить, как нелегко было хирургам более века назад.

На днях я заглянула в мемориальный кабинет памяти профессора Петра Герцена. И была крайне удивлена, насколько просты и даже примитивны были инструменты, с помощью которых знаменитый хирург выполнял сложнейшие, в том числе и радикальные, операции при раке у больных. В сохранившемся шкафу на полке лежит небольшой металлический инструмент с ручкой, похожий на пилу (назывался ножовкой для хирурга). Говорят, более века назад именно этой ножовкой врачи при необходимости ампутировали конечности раковым больным…

Главные тайны лечебницы-приюта для одержимых раком: ампутировали конечности

Мемориальный кабинет Герцена содержит много тайн

В кабинете легендарного директора Института для лечения опухолей имени Морозовых, так в начале 20 века назывался будущий МНИОИ им. П.А.Герцена, представлены и другие инструменты, вещи, книги. На столе, обтянутом зеленым сукном, стоят его старая печатная машинка, настольная лампа, лежит  книга «Операцiи» (Институтъ имени Морозовых). На серебряном подносе — его перьевая ручка, печать «Докторъ медицыны П.А. Герценъ». У стола — кожаное кресло. В шкафу хранятся дневники операций 1918 года — записи врачей тех лет. Мемориальный кабинет памяти легендарного хирурга содержит немало и других тайн… 

Но главная тайна, наверное, все же связана с самой личностью Петра Герцена. Он — внук русского социал-демократа и писателя Александра Ивановича Герцена (автора воспоминаний «Былое и думы») и сын физиолога Александра Александровича Герцена. Родился и вырос в Италии, но решил вернуться на родину предков — в Россию. Хотя к этому времени Петр Герцен  уже получил медицинское образование в Базельском и Лозаннском университетах, и работал ассистентом в клинике известного хирурга Цезаря Ру. В Лозанне защитил  диссертацию на степень доктора медицины. И его будущее, казалось бы, предопределено: впереди блестящая академическая карьера в Европе. Все складывалось как нельзя лучше. Его отец заведовал кафедрой физиологии в Лозаннском университете. Мать Торезе Феличе, по происхождению итальянка, занималась детьми (он был одним из десяти братьев и сестер). 

Но… В 1897 году, в возрасте 26 лет, Петр отправляется в Москву, не имея разрешения на работу врачом и даже не зная русского языка. Причиной принято считать завещание его деда, Александра Ивановича Герцена, который в 1847 году эмигрировал в Европу «делать» революцию. Но в ней разочаровался и хотел бы вернуться в Россию, но царское правительство ему в этом отказывало. И тогда, в конце жизни, он оставил завещание своим потомкам: чтобы кто-то обязательно вернулся на его историческую родину.

Внук выполнил завещание деда. Приехав в Россию, Петр Герцен за год изучил русский язык, окончил пятый курс медицинского факультета Московского университета. И, получив диплом лекаря с отличием, он стал работать в Старо-Екатерининской больнице для бедных (ныне МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского). Сначала был ординатором, затем ассистентом. Только в этой больнице он проработал 22 года. Его карьера и в России складывалась удачно: в 1909 году защитил вторую докторскую диссертацию, в 1910-ом избран приват-доцентом (частным преподавателем) хирургической клиники Московского университета, а уже в 1922 году стал директором Института лечения опухолей им. Морозовых. Продолжая оперировать (16 операций сделал впервые в мире и они носят его имя), он очень много сделал для российского здравоохранения, прослужил на этой ниве в общей сложности почти полвека, получил все мыслимые награды.

Московские купцы-меценаты не жалели денег

Удивительна и сама история создания и развития «лечебницы-приюта для одержимых раком». Очень многое происходило на голом энтузиазме — на бескорыстном пожертвовании меценатов, московского купечества и бесплатном лечении пациентов на первом этапе. Лечебница-приют для одержимых раком в основном была построена на пожертвования семьи фабрикантов Морозовых. А идея ее создания в России родилась у приват-доцента кафедры госпитальной хирургии медицинского факультета императорского Московского университета Владимира Матвеевича Зыкова. В конце 19 века эти заболевания считались неизлечимыми. Таким пациентам в лучшем случае оказывали паллиативную помощь. Поэтому Зыков и предложил для них создать приют.

Доктор Зыков обратился с письмом-просьбой в правительство, но получил отказ: не было денег. Тогда Владимир Матвеевич рассказал о своей задумке своему коллеге по кафедре — действительному статскому советнику, ветерану русско-турецкой войны Льву Левшину. В это время Лев Львович уже был человеком известным: заслуженный профессор Московского университета, да еще и потомственный дворянин, уважаемый при Дворе.

Но все эти прекрасные качества и даже знакомства в высоких кругах не гарантировали строительство медицинского учреждения такого масштаба. Нужны были деньги и немалые. Профессор Левшин и выступил с  предложением о строительстве лечебницы-приюта на заседании правления Московского университета. А также ходатайствовал о принятии университетом 150 тысяч рублей, пожертвованных на эти цели господами Морозовыми (в то время просто так принять пожертвования было нельзя). Из сохранившегося письма от 8 мая 1898 года на имя попечителя Московского учебного округа следует: «…правление университета имеет честь просить Ваше превосходительство благоволить сообщить одному из жертвователей Михаилу Абрамовичу Морозову, что правление в принципе находит возможным со своей стороны принять пожертвование на указанных условиях».

Предложение и ходатайство были приняты. Соблюдены были и два условия благотворителей: медучреждение будет носить имя меценатов и фабрикантов Морозовых, а городские власти берут на себя обязательство в течение 10 лет выделять на содержание каждого пациента 250 рублей. Оба были выполнены. История получила широкий общественный резонанс. Откликнулись и другие богатейшие люди России, уже известные благотворители. Но построен Институт опухолей был в основном на средства Морозовых. 150 тысяч рублей, предложенных ими университету, — это были огромные деньги по тем временам.

И все же без помощи города идея строительства такой лечебницы в России не воплотилась бы в жизнь. В 1898 году по решению Московской городской думы у купца Дмитрия Петровича Сторожева был выкуплен участок земли за 50 тысяч рублей на Девичьем Поле, где и было начато ее строительство. Этот год теперь и считается годом основания Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена. И всего через пять лет, в 1903 году, состоялось торжественное открытие Института лечения опухолей им. Морозовых при Московском университете. Представители церкви отслужили молебен. Почетные гости распили бутылку шампанского. «Открытие было скромным, — писали в то время в газетах. — Директор не хотел тратить деньги на торжество». А первым директором и стал профессор Лёвшин.

Пожертвования продолжались и после открытия института.

Все это могло бы служить хорошим примером и для нашего времени. Невольно задаешься вопросом: а где сегодняшние благотворители и меценаты морозовы, голицыны, бахрушины? Богатых людей в нашей стране сейчас немало…

«За каждого неимущего больного Мосгордума платила 72 копейки в день»

Да, деньги на стены такого важного для страны того времени онкоучреждения были найдены. Но больных раком надо было чем-то лечить. Финансов не хватало. И городские власти взяли на себя обязательство в течение 10 лет выделять на содержание каждого пациента 250 рублей. А Московская городская дума обязалась платить за каждого неимущего больного 72 копейки в день. Но почти весь персонал Института опухолей им. Морозовых начинал работать бесплатно. И многие врачи-преподаватели медицинского факультета Московского университета трудились бесплатно. Сестрами и нянечками служили монахини Новодевичьего монастыря — тоже бескорыстно. Начинал трудиться бесплатно и директор Института, вплоть до «высочайшего утверждения штатов в 1904 году».

Справка «МК». В 1903 году фонд Института опухолей им. Морозовых был рассчитан на 65 коек с палатами на одного-двух человек. В штате учреждения состояло всего 24 человека: директор, заместитель директора, четыре ординатора, два надзирателя, 15 сиделок и один письмоводитель. Врачи работали вне штата. Сегодня, для сравнения, в МНИОИ им. П.А.Герцена коечный фонд составляет 376 единиц круглосуточного и 74 дневного стационара; в штате 1171 сотрудник: из них — 257 врачей, 122 научных сотрудника, 200 докторов и кандидатов наук; в год проводится более 8 тысяч операций; также в год выполняется 45,5 тысячи цитологических исследований, 190 тысяч морфологических и 28,9 тысяч инструментальных (МРТ, КТ, ПЭТ и др.). 

В 1922 году Институт опухолей им. Морозовых объединили с пропедевтической хирургической клиникой МГУ. А возглавил его внук русского социал-демократа Александра Герцена — Петр Александрович Герцен, в то время уже известный в России хирург. И прослужил в нем до 1934 года,  создав школу отечественной онкологии. В этом же году Институт был выведен из состава МГУ и реорганизован в Центральный научно-исследовательский онкологический институт Наркомздрава. А в 1947 году после смерти П.А.Герцена ЦНИОИ было присвоено его имя. С 1965 года институт стал называться Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им. П.А.Геpцена Минздpава РСФСР.

«Герцен предпочитал оперировать по ночам»

Удивительно, но уже в то время (в конце 19 — начале 20 века) российские врачи проводили сложнейшие исследования, разрабатывали инновационные направления в онкологии, изучали природу рака. Именно при Герцене Институт опухолей им. Морозовых стал ведущим научным центром в борьбе с раком. 

Интересно, что операционная на Малой Пироговке располагалась на втором этаже с крышей в виде стеклянного купола. Благодаря этому в помещение проникало много света, что было крайне важно при проведении дневных операций. А для ночных инженеры придумали систему искусственного освещения. Петр Александрович Герцен любил оперировать по ночам, когда его никто не отвлекал делами административными. Об этом написал его ученик, академик РАМН и будущий министр здравоохранения СССР (1965—1980гг.) Борис Петровский.

Удивительно и то, что в Морозовском институте сразу было открыто несколько направлений исследований о природе рака и экспериментально применялись различные методы лечения, не только хирургические, но и лекарственные. Открыт был и первый в России отдел лучевой терапии. Именно Петр Герцен перешел от паллиативной помощи раковым больным к радикальному лечению, разработал конкретные методы лечения злокачественных опухолей разных локализаций. Создал учение о метастазировании.

Великий доктор был инициатором развития комбинированных методов лечения больных раком — это то, на что нацелена современная медицина. Также институт занимался разработкой таких инновационных направлений в онкологии, как регионарная химиотерапия, когда воздействие идет не на весь орган, а только на пораженную опухолью часть.

Во время своего руководства институтом (1922-1934 гг.) Герцен создал в нем радиорентгеновское и гематологическое отделения, экспериментальную, клиническую и патологоанатомическую лаборатории. По его инициативе в 1930 годы в Москве было открыто 9 онкологических кабинетов — прообразы будущих онкодиспансеров. А филиалы были открыты в Рязани, Туле, Коломне и других городах. В самом же институте для руководства работой онкопунктов был создан кабинет профилактики и учета онкопациентов.

Число проводимых в институте в то время операций увеличилось в три раза, а смертность снизилась с 45 до 10%.

«Засветился» новатор Герцен и в науке. Проблемам в онкологии посвящёны его научные труды, в которых знаменитый врач подчёркивал роль предраковых заболеваний, зависимость степени злокачественности опухоли от возраста и пола пациент. Большой интерес у коллег и сегодня вызывают работы Герцена, посвященные раку молочной железы, губы и языка.  В книге под названием «Злокачественные новообразования» Герцен  (в 1937 году) изложил свой многолетний опыт в этой области и предложил выделить 4 стадии рака молочной железы. На основе этой классификации в последующем и применялась схема  скрининга рака в масштабе страны. Также под его  руководством (в 1930-х годах) в институте проводились широкомасштабные исследования по трансплантации опухолей, развитию иммунитета к ним и по другим разделам экспериментальной онкологии.  

Считается, и по праву, что знаменитый ученый, хирург и организатор здравоохранения Петр Александрович Герцен во многом опередил свое время. Большая часть из его методик лечения рака применима и сегодня, более века спустя. А чем не современный подход, когда он говорил, что для эффективного лечения раковых пациентов необходимы широкое санитарное просвещение населения и активное участие в этом всех подразделений  здравоохранения.

Умер Петр Александрович Герцен 2 января 1947 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. В том же году Центральный онкологический институт, а ныне Московский научно-исследовательский онкологический институт (МНИОИ), — получил его имя (76 лет назад).

Но продолжение следует…

— Мы стоим на плечах титанов, — прокомментировал значение юбилейной даты в истории онкологии нашей страны академик РАН, нынешний директор МНИОИ им. П.А. Герцена и генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, куда входит теперь институт, Андрей Дмитриевич КАПРИН. — Ученики и последователи Петра Александровича Герцена вписали золотые страницы в летопись нашего Института в области хирургии, клинической и экспериментальной онкологии, лучевой терапии. А это — целая плеяда талантливых врачей, ученых, руководителей. Созданная ими онкологическая служба в России до сих пор является основой организации помощи раковым больным не только в нашей стране, но и во многих странах СНГ.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.