Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Барокко, рококо, классицизм через призму «русского духа»

0 0

Иконы «галантного века» показали в Музее им. Андрея Рублева

Представьте себе ситуацию: возле вашего дома перевернулся гигантский грузовик с прекрасными цветами и ваша задача — эти цветы рассортировать, розы к розам, гвоздики к гвоздикам… Нечто подобное произошло в XVIII веке, когда в России «перевернулся грузовик» с европейскими живописными стилями. Разобраться во всем многообразии направлений иконописи, которые появились в эпоху дворцовых переворотов, попытались в Музее им. Андрея Рублева на новой выставке «Икона «галантного века».

Барокко, рококо, классицизм через призму «русского духа»

тестовый баннер под заглавное изображение

«Цветы» отечественной иконописи XVIII века постарались разделить на пять разделов: от живоподобия к барокко, затем рококо, масляная техника и классицизм. Кажется, что по хронологии, да не совсем. Действительно, был переходный этап, который и отображен в первой части экспозиции, но неправильно будет считать, что один стиль сменял другой: они жили параллельно друг с другом. В Россию стили вообще попали одновременно, все сразу, причем уже после того, как в Европе их уже осмыслили. Тем не менее на экспозиции постарались по возможности представить образы в том порядке, в котором они были созданы, чтобы хотя бы попытаться проследить, как менялась иконопись в то непростое время.

Первая работа, на которую здесь стоит обратить особенное внимание, — «Девять мучеников кизических с избранными святыми» Ивана Рожнова — ощущается тяготение к мастерам Оружейной палаты во второй половине XVII века: в основе иконы вишневый красный и зеленый, почти нет заднего плана — вдалеке храм (дальше увидим совсем другие работы и познаем в сравнении), образы святых бесстрастные. Позднее на иконах появится среда — интерьеры храма, пейзажи, и совсем не номинальные, а прописанные детально.

Барокко, рококо, классицизм через призму «русского духа»

Еще одну остановку делаем у «Проповеди Иисуса Христа»: здесь необычно и совсем иначе решено многое, начиная с формы самой иконы. Если традиционный силуэт был прямоугольный, то здесь автор от стандартов отходит, обращаясь к архитектурным формам, напоминающим окно или фигурную дверь — изменение связано с тем, как строились иконостасы в ту эпоху. Обращаем внимание на цвета — зеленый сменился синим, красный остался, но изменил свой оттенок, став ярко-алым. Иначе выглядят и образы на иконах — их одежда движется, струится, ощущается движение, изменились и выражения их лиц — на них уже нет прежней молельной бесстрастности, в их взглядах можно уловить эмоцию…

Барокко, рококо, классицизм через призму «русского духа»

Внимательный зритель заметит не только изменения на самих иконах, но и тот факт, что у многих из них теперь обозначен и автор — если древнерусское искусство было анонимным, то теперь иконописец обязательно подписывается в знак готовности лично отвечать за качество работы. Более того, эти мастера работали на заказ. Среди заказчиков — Шереметьевы, Головины…

Сильно отличный от того, к чему многие из нас привыкли, образ «Богоматерь неувядаемый цвет» — богато украшенная венками из цветов работа, элемент фламандской живописи, который попал к нам — пример того, как мы адаптируем европейские тенденции, но на свой лад. Еще один удивительный образец — «Богоматерь и избранные святые в молении за душу грешника» Ивана Поспелова. Икона, скорее всего, не храмовая из-за размеров, а из личной коллекции. Привлекателен и в то же время необычен ее сюжет: Богоматерь и святые, которые сложно объединяются между собой — Симеон Столпник, Иоанн Богослов, Петр, Павел, святая Евдокия… В центре — золотой медальон, в котором рука держит весы и маленький человеческий силуэт рядом с ними. Предполагается, что икона рассказывает историю разбойника, которыми слезами своего покаяния и заступничеством Богородицы исправил свою судьбу. Весы — это символ «взвешивания» души, на одной из чаш лежит плат, смоченный слезами, означающий принятие покаяния. Любопытен здесь и фон: два неба— небо небес, незримое для нас, и небо земное, наше. Они четко просматриваются и отделяются друг от друга. Изображена и земля, на которой тоже нет ничего изображенного условно — все в деталях, много конкретики — цветы, деревья, горы…

Барокко, рококо, классицизм через призму «русского духа»

Кружась между экспонатами, приходим к разделу, посвященному классицизму, который легко узнается благодаря характерной для этого направления композиционной симметрии, прежде всего, что бросается в глаза в работе «Святители Петр, Алексий и Иона Московские», например. Но вот что важно: да, все течения прибыли к нам из Европы, но наши мастера во все времена не копировали западные тенденции, а интерпретировали их по своему, через призму наших традиций. И возвращаясь к цветочной метафоре, важно понимать, что работы, представленные на экспозиции, были созданы в течение одного столетия, примерно в одно время, параллельно друг с другом. В России установить хотя бы приблизительную периодизацию развития всех стилей, которые тогда как снег на голову упали к нам, невозможно. В том и чудо — не «розы к розам», но букет…

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.