Кирсти Ковентри стала первой женщиной на посту президента МОК
Чего ей так, как говорят, «свезло» в смысле карьеры? Спортсменок, добившихся олимпийского золота, а затем ставших общественными деятельницами, не так уж и мало. Но столь по-залихватски турнуть всех претендентов от кресла президента — это надо было постараться. Не ей, так кому-то, но в ее пользу. Правда, Томас Бах приветил в структурах МОК именно Ковентри.
тестовый баннер под заглавное изображение
Мне она вообще-то нравится, эта госпожа президентша МОК. Не новая, потому что не было старой, Кирсти Ковентри первая пошла. Много спорта было в ее жизни, очень много, да еще и топового уровня. Двукратная чемпионка и семикратная медалистка Олимпийских игр по плаванию. То есть работать на результат умеет. Как и выплывать.
Две дочурки, одна совсем махонькая, годика еще нет. Она же мать? Ну и что? Проверено: чем многограннее жизнь профессионала, тем он меньше «подобен флюсу», не однобок, информацией подпитывается с разных сторон. Но тетка, конечно, рисковая: не поспоришь, взвалить на себя мировой спорт с малыми-то детьми на руках. Хотя и это импонирует.
И вот Кирсти Ковентри избрана десятым президентом МОК. Стала первой женщиной и первым представителем Африки на этом посту. Из девяти предыдущих президентов вообще только один не представлял Европу. Как показала жизнь, Томас Бах своим выбором попал не в одно «яблочко», а сразу в несколько. Да и, взлетев с его властной руки фехтовальщика, новый президент вряд ли в ответку начнет крушить выстроенную линию МОК и атаковать бывшего босса. Он передал ей полномочия, она тут же наградила его золотым Олимпийским орденом (высшая награда олимпийского движения). За вклад и преданность идеям.
Во время предвыборной кампании Ковентри не разыгрывала карту «нейтральных» спортсменов. Откровенно говоря, вообще ничего толком не разыгрывала. В самом начале пути, правда, сказала: это долг МОК — обеспечить, чтобы все спортсмены могли участвовать в Играх. Предусмотрительно уточнила: «Это будет выглядеть по-разному для разных спортсменов». И посветила фонариком во тьме: «Но в конечном итоге я верю, что нам нужно найти целостный способ решения проблем спортсменов из конфликтных зон».
Заодно припомнила Зимбабве во времена нахождения страны под санкциями: «Международному сообществу было бы очень легко не позволить нам принять участие в турнирах. Я смотрю на это и думаю: какой была бы моя жизнь сегодня? Благодарна, что меня не привлекли к ответственности за то, что делали лидеры и правительства». Уф, какие струйки бальзама потекли для нас тогда. Она же «плавала» (и в прямом смысле слова тоже) в похожем, знает! Но на том Кирсти и остановилась.
Как Ковентри начала свое президентство? В первом же выступлении рассказала о паутине, которую ее шестилетняя дочь увидела в саду, обратив внимание на то, как она «прочна и эластична, что позволяет ей справляться с плохой погодой и другими маленькими существами». А олимпийское движение, заметила глава МОК, как паутина. «Оно сложное, красивое и сильное», но только, если мы «остаемся едины». И каждый играет важную роль в «нашей очень важной экосистеме».
Вообще-то, косякнула. Не просчитала, похоже, что паутина — такой себе образ. За красотой ее плетения — пауки и паучихи, хищники. Совсем не симпатяги. И есть даже широко распространенная боязнь пауков — арахнофобия. И ловят добычу они как раз паутиной. Убивают ее ядом, впрыскивают пищеварительные соки, через пару часов высасывают образовавшийся питательный раствор. За натурализм — простите.
Правда, даже в такой непосредственности хочется увидеть хороший знак. Неужели не прожженный пиарщик речь готовил, а от души говорила, от своей и ребенка, как увидела? Может, и правда, хочет (так сказала в последнем перед вступлением в должность интервью), чтобы люди, вспоминая ее на посту главы МОК, отмечали: «она никогда не менялась, всегда была скромной, всегда была открытой». И вот это, главное: «она никогда не меняла своей позиции, но была способна изменить ситуацию».
Верю ли я лично при как-то нечаянно сформировавшейся к ней симпатии, что Кирсти Ковентри может что-то быстро для нас изменить? Не особенно. Да и никто в одинаре не сможет. Эти прекрасные иллюзии: придет новый глава (барин) и нас всех рассудит, вернее — исправит то, что сделал прежний (тот, который уже с золотым орденом), как давно известно, недееспособны.
За несколько дней до активизации для Кирсти Ковентри самой главной должности в олимпийском движении саночников России буквально показательно решили не допускать до квалификационных турниров на Игры-2026. Как так-то? МОК ведь уже давно выпустил рекомендации, кого, зачем и почему допускать? А вот так: Олимпийские игры — территория МОК, но право допуска к отбору по факту — у федераций.
Призывать можно, только слова (причем в пользу России, обратные-то, по отстранению во имя «безопасности», сработали стремительно) — не действия. Убеждать — можно, но годами. Или слова должны быть очень жесткие. Кулуарно или публично – даже не важно, но особенно упертых чем-то надо пугать и шантажировать, иначе «экосистема» рвется на части. Тянет ли Кирсти Ковентри на умелую шантажистку и радикала? (Хотя и специально обученных для этого людей тоже никто не отменял, 11 лет уже Ковентри в МОК, связи есть.)
…А в первый же день вступления в должность в числе прочих разговоров, награждений и переговоров новая президент встретилась с почетным членом Международного олимпийского комитета Виталием Смирновым и действующим членом МОК Шамилем Тарпищевым. Да-да, нам всегда объясняют: разговоры и переговоры любят тишину. Но главное нам рассказали — Ковентри в личной беседе услышала то, что наша страна рассчитывает на скорейшее восстановление Олимпийского комитета России в правах, так как причины для лишения этих прав больше нет. И что спортсмены, естественно, надеются на участие в Играх. (В 2023 году МОК в связи с включением в состав ОКР новых областей, считая это нарушением территориальной целостности НОК Украины, временно приостановил деятельность национальной организации. В декабре был принят новый устав ОКР, региональные олимпийские советы членами Олимпийского комитета России уже не являются. И, как подчеркивал президент ОКР Михаил Дегтярев, «теперь нет даже формальных причин для какого-то бана»).
Кирсти Ковентри наших мэтров послушала, назвала «энергичными людьми» и вновь подтвердила: она — сторонница того, чтобы спортсмены выступали. Означает ли это..? Сомнительно. К летним Играм допустили горстку наших спортсменов, отсекая лидеров, такая же ситуация уготована и Милану-2026. К зимним Олимпийским играм переломить ситуацию вряд ли возможно. Паутина, которую сплели до назначения нового президента, слишком прочна. Хорошо, если кто-то из наших лидеров, уже допущенных до квалификации, выступить все же сможет. Потом, уже после Игр, как было и после Парижа-2024, двери потихоньку начнут открываться. Так МОК не изменит себе, а Кирсти Ковентри не изменит МОК.
Источник: www.mk.ru