Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

0 0

На Исторической сцене Большого театра прошла первая в этом сезоне балетная премьера

На Исторической сцене Большого театра, наконец, показали, первую в этом сезоне балетную премьеру – легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок». За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев, который стал ещё и музыкальным руководителем этой постановки. В этом спектакли на сцену Большого театра в роли Царь-девицы когда-то выходила Майя Плисецкая, а в партии Ивана — Владимир Васильев, а увидеть его рвалась вся театральная Москва. Майе Плисецкой, 100-летие со дня рождения которой балетный мир буде отмечать в ноябре и посвятили постановщики свой балет.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

тестовый баннер под заглавное изображение

Собственно, во время сочинения этого балета Майя и познакомилась с совсем молодым Щедриным, тогда еще студентом Московской консерватории. «Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…» — пишет сам Щедрин в своих воспоминаниях.

Балет-аллегория отмены крепостного права

Из досье «МК»: Впервые, популярная сказка «Конёк-горбунок» попала в балет в 1864 году. Это был первый балет на русскую национальную тему, где использовались популярные русские мелодии. Например, под романс Алябьева «Соловей мой, соловей», плясала главная героиня балета – Цар –девица. Примечательно, что поставил балет на русский сюжет француз – Артюр Сен –Леон, очень интересовавшийся национальными танцами и непременно вводивших их в свои балеты. А музыку к балету написал тоже иностранец — итальянец Цезарь Пуни. Приглашенный в Россию руководить санкт-петербургской балетной труппой, Сен-Леон охотно согласился использовать в качестве либретто произведение Петра Ершова. Спектакль стал бешено популярен. О нем вились баталии в прессе, в которых отметились такие классики русской литературы как Салтыков-Щедрин и Некрасов, высмеивавшие тогдашнее увлечение псевдорусским балетным стилем.  

Поскольку фигуру царя на императорской сцене, да ещё такого комического, как в сказке Ершова, было показать вообще невозможно, то он изначально превратился у Сен-Леона в Хана Киргизского, царство которого находится почему-то близ Уральских гор.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

Балет «Конёк-горбунок или Царь-девица» (таково его название в первых редакциях) задумывался аллегорией на отмену крепостного права в России: на сцене на фоне кремлевской стены в финале должен был высится гигантский памятник уже другому царю – настоящему — Царю-освободителю. У подножия памятника, все народы, входившие в состав российской империи, от русских до киргизов, от уральских казаков, которые со временем в балете стали называться просто уральским народом, до самоедов и китайцев. А ещё болгары, эстляндцы, лапландцы, персияне, имеритинцы, тунгузы, лезгины. татары и даже почему-то испанцы, и многие другие, прославляют мудрого монарха. В итоге финал изменили. Показалось, чересчур..: Прославление народов осталось, а вместо памятника разрешили использовать лишь вензель с изображением имени Александра II.

Через 2 года в 1866-ом спектакль был перенесен в московский Большой театр. А в 1895 году его в Петербурге обновил Мариус Петипа. В эту редакцию, в последнюю её картину, через 5 лет Лев Иванов включил «Венгерскую рапсодию» на музыку Листа. Еще через год в 1901-ом за дело взялся и Александр Горский, переставивший спектакль в московском Большом в декорациях Константина Коровина. Некоторые сцены из этого, некогда такого популярного спектакля, такие как «Оживленные фрески» Сен-Леона, Мариуса Петипа, па-де-труа «Океан и жемчужины» Горского, «Венгерская рапсодия» Льва Иванова, сохраняют как шедевры до сих пор. А сам спектакль шел в Большом театре, несколько раз возобновляясь по Горскому, аж до 1952 года — 88 лет! А в Ленинграде ещё дольше… Продержался даже до 1963 года – то есть почти 100 лет!

«Конёк-горбунок» Родиона Щедрина

А 4 марта 1960 года прошла премьера нового «Конька». Музыку к этому спектакль уже сочинил Родион Щедрин, а хореографию поставил Александр Радунский (вначале постановку заказали знаменитому хореографу Василию Вайнонену, но он заболел). Балет стал настолько знаменитым, что по нему сняли фильм-балет в цвете с Майей Плисецкой и Владимиром Васильевым в главных ролях. Почти через 40 лет в 1999 году «Конёк-горбунок» снова вернулся в афишу Большого, уже в хореографии Николая Андросова, а роскошные декорации к нему создал тогда Борис Мессерер. После 10 показов он сошел с репертуара.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

Произведение Петра Ершова, полностью изданное в 1856 году и знакомое в дореволюционное и в советское время всем и каждому, переведенное на 27 языков разных народов населяющих СССР и напечатанное общим объемом в 7 миллионов экземпляров, сегодня неожиданно стал трендом: несколько балетов с таким названием поставили за последнее время в Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге. И вот новое возвращение легендарного балета в Москву.

Команда из Екатеринбурга в составе Максима Петрова –худрука балетной труппы театра «Урал Опера Балет», его толкового помощника в театре Богдана Королька – соавтора либретто, Юлианы Лайковой – главного художника «Урал Опера Балет», Константина Бинкина – художника по свету, Игоря Домашкевича — художника по видеоконтенту, а кроме того как сейчас часто бывает в балетных спектаклях, режиссера Антона Морозова – главрежа Саровского театра и ассистента Андрея Могучего в БДТ — придумали новую концепцию спектакля, практически не в чем не отойдя от первоисточника. Разве только логично объединили Жар-птицу с Царь-девицей (что есть и в музыке Щедрина) и противопоставили ей её двойника — Царицу морского дна. 

Такого образа нет в сказке Ершова, там функции морской владычицы несет знаменитое «Чудо-юдо Рыба-кит» у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Кит появляется, кстати, и в новом балете Петрова, но имеет лишь чисто декоративное значение. Но подобная Царица нереид (в греческой мифологии морские божества) была еще в балете Сен-Леона и во всех последующих постановках. Есть она и у Щедрина. 

Путешествие между мирами

Конёк- горбунок в балете Максима Петрова – волшебное существо, которое путешествует между мирами. С этого собственно и начинается спектакль. На супер-занавесе, огромное алое пожарище и белая дверь – читай портал в другие миры. Конёк – существо с насаженным на голову скафандром в виде лошадиной морды, который сказочный герой тут же снимает, показывая зрителям свою щегольскую панковскую прическу в виде гривы –ирокеза, без толку потолкав заевшую дверь, сигает прямо в пожарище, протыкая его головой. Вселенское пожарище оказывается, как в сказке «Золотой ключик», нарисованным на холсте.

А миры, по которым путешествуют герои спектакля, это не только бытовой мир сказочной России, но и фантастическое пространство мифических существ – зона обитания жар-птиц: сверкающая в начале второго действия и сама похожая на птицу Серебряная гора (она есть и в сказке у Ершова). Над горой горит алым огненным цветом кольцо, а на её склоне и разбросаны гигантские перья жар-птиц.  

Ещё один мир, в который опускаются герои — морское дно с властвующей там Царицей – владычицей морскою (двойником-антиподом обитающей на берегу океана Царь-девицы) и сиренами – заманивающими в свои сети Ивана –дурачка. Тема двойничества раскрыта с помощью клетки с заключенной в ней Царь-девицей, на миг возникающей, как мираж, на морском дне.

Нет в спектакле только космического пространства, которое есть в сказке Ершова- Царь-девица в сказке, как мы помним, родная дочь Месяца и

Все оттенки серого

А дальше в дело вступают роскошные декорации Юлианы Лайковой – похожее на огромный сеновал –пшеничное поле вместе с крутящимся деревянным домом, завешенным повсюду внутри теми же бумажными звёздами, которые потом серебром зажгут в балете ночной небосклон – основное оформление первой картины. Деталями развешенных в доме звёзд постановщики и предали родство душ живущего в доме Ивана по прозвищу дурачок и появившегося из глубин миров его помощника -Конька-горбунка.  

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

Окружающие монохромное пространство разных оттенков от серого-серебристого до белого и черного — в таких тонах сделан не только задник. «Все оттенки серого» и в костюмах почти всех героев… Художница принципиально отказалась от присущего этому спектаклю лубочного русского многоцветья, но зажгла всю эту «серость» не только гигантскими серебряными сверкающими звездами, которые будут украшать пространство спектакля почти во всех сценах, до самого конца… Но и алым «взрывом» пролетающей мимо жар-птицы. Этот цвет оказался особенно эффектен на фоне серого. 

Фирменным цветом Версаче, — алое с золотом, она и дальше воспользуется в спектакле, нарядив в такие цвета и кордебалет жар-птиц, расцветит им детали серых костюмов «народонаселения Град-столицы», царскую опочивальню (здесь будет доминировать ослепляющий белый цвет и гигантская золотая люстра, которая бесхозно валяется рядом с царской кроватью). Именно багряно-алым с золотом цветом, она высветит ещё одного главного отрицательного героя этой сказки – Главного царского Конюшего, а заодно и личного Спальника царя. Эта роль, как и колоритная партия царской «Ключницы-мамки», так комично отделанная Анастасией Винокур, и станут главными режиссерскими находками этого очаровательного и насквозь танцевального спектакля.

Танцуют все!

Максим Петров живописует в своём «Коньке» большими ансамблями (интересен, например, па д`аксьон жар-птиц), не забывая оснащать танцевальную ткань спектакля сложносочиненными па и красивыми комбинациями, а также вставлять сюда элементы русского пляса. Разнообразная танцевальная классическая лексика, сдобренная движениями современного танца – основное достоинство нового балета, некоторые номера которого (прежде всего вставные номера на морском дне) сократили; другие, наоборот вернули, после долгого перерыва.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

А танцуют тут все – хореограф создал целую россыпь прекрасных балетных партий, отлично легших на артистов Большого театра… Разудалый Иван в прекрасном и насыщенным актерской игрой исполнении Артема Овчаренко (для 20-летненего Макара Михалкина это первая, после Ферхада в «Легенде о любви», главная партия в балет, и в «Коньке – горбунке» ему ещё только предстоит наполнить её актерски); яркая и искрометная Жар-птица-Царь-девица (тут первенство за Елизаветой Кокоревой); властная и коварно-холодная Царица дна (тут вне конкуренции была Анастасия Смирнова)…

А уж как смешон в этом спектакле инфантильный комический престарелый царек в явной деменции, которого вывозят на ярмарочную площадь вместе с горой подушек прямо на постели. Он ест с ложки своей няньки, сосет леденцы и скачет на палочке с лошадиной головой. И здесь, опять же хороши все исполнители: и Вячеслав Лопатин, и Семён Чудин, но наиболее выпуклый образ Царя сумел создать в балете Денис Савин.

Помимо центральных, есть хоть и не главные, но очень важные в этом спектакле персонажи и их тоже стоит перечислить: четверка коней (они же морские коньки в сцене морского дна; лучшие кони- Иван Алексеев, Игорь Горелкин, Дмитрий Дорохов, Павел Смирнов); две девицы, которых братья Ивана — Гаврила с Данилой (Филиппо Фердинандо Пагани и Кирилл Власов), натанцевавшись вдоволь в па-де-сенке (пятым в этом  энергичном ансамбле на пять человек был Иван-дурак) потом тискают на огромном сеновале (в партии девиц, лучшие из трех составов: Василиса Дерендяева, Анна Закарая); и царская охрана (Дмитрий Екатеринин, Дмитрий Ефремов). 

А главное сам Конёк-горбунок… Заглавный герой спектакля в балете не просто становится главным, он наделён даже адажио с Жар-птицей и сложносочиненными заковыристыми вариациями. Лучшим тут оказался Конек последнего состава – Алексей Путинцев. Он, кстати, в отличии другого состава, бросает перо в котел с кипящим молоком, как и положено, ещё до того, как туда прыгает Иван, и не подпирает дверь этого же котла, из которого должен бы выйти царь, если бы не «бух в котёл — и там сварился». Но и у Георгия Гусева роль Конька отлично получилась.

Но самое яркое впечатление от спектакля оставил образ из сказки Ершова Главного конюшего и Спальника в неподражаемом исполнении Ивана Поддубняка. Этот образ был и в старом балете, но сейчас придуман хореографом заново, как очень танцевальный и яркий: тут важен и полноценный актерский образ и виртуозное техническое мастерство.

Большой пошёл конем: легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-горбунок» показали в Большом театре

Шикарным в этой роли был разумеется и обладающий всеми этими качествами Дмитрий Смилевски в последнем составе. Правда немного переигрывал. Но от него уже заранее ожидаешь высшего пилотажа – как и положено главному на сегодня премьеру Большого театра и одной из самых больших его надежд на будущее. Иван же Поддубняк — пока безвестный артист кордебалета и такого сюрприза от него разумеется никто не ожидал. Никто, за исключением постановщиков, не напрасно выведших его в первый состав. Перекрыть своим танцем всех главных исполнителей балета и превзойти даже Дмитрия Смилевски – это надо уметь. Он и стал главным сюрпризом, открытием и героем нового «Конька-горбунка». 

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.