Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

«Выше комфортного уровня»: эксперты прокомментировали дефицит бюджета

0 0

Показатель за семь месяцев составил 4,88 трлн рублей

Ситуация с дефицитом федеральной казны продолжает вызывать как минимум вопросы, как максимум – серьезную тревогу. По предварительным данным Минфина, за период с января по июль бюджет недосчитался 4,88 трлн рублей, или 2,2% ВВП. Таким образом, размер дефицита уже превысил целевой показатель 2025 года, скорректированный правительством в апреле до 3,79 трлн рублей, или 1,7% ВВП.

«Выше комфортного уровня»: эксперты прокомментировали  дефицит бюджета

тестовый баннер под заглавное изображение

Только за июль дефицит составил 1,18 трлн рублей, что логично расценить как резкий скачок. Всю эту статистику ведомство Силуанова объясняет «опережающим финансированием расходов в январе текущего года, а также снижением поступлений нефтегазовых доходов». Действительно, последние в июле сократились на 27% в годовом выражении (до 787,3 млрд рублей), а за семь месяцев года – на 18,5% (до 5,52 трлн рублей). Причины прежние – низкие цены на нефть в сочетании с крепким рублем. Определяемая для налоговых целей долларовая стоимость барреля российской Urals составила в июле $60,37 против $74,01 годом ранее.

В то же время ненефтегазовые доходы выросли за семь месяцев на 14% — до 14,79 трлн рублей, чему способствовал рост поступлений по оборотным налогам, включая НДС.

Увеличились и расходы бюджета – на 20,8%, до 25,19 трлн рублей. И пока всё идет к тому, что осенью правительству придется скорректировать целевые параметры еще раз. Как будет на самом деле? Опрошенные «МК» эксперты разошлись во мнениях на сей счет.

Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН:

«Годовой показатель дефицита, увеличенный в соответствии с весенними поправками в закон о бюджете с изначальных 1,2 трлн до 3,8 трлн рублей, был превышен за очень короткое время. Думаю, для властей это стало неприятным сюрпризом. И теперь отчетливо вырисовываются несколько серьезных рисков: во-первых, повышения налогов, усиления фискальной нагрузки на бизнес и граждан; во-вторых, опустошения Фонда национального благосостояния уже в 2026 году; в-третьих, секвестра бюджета, урезания его расходной части, касающейся прежде всего инвестиций. Всё это приведет к фактической нейтрализации ключевых факторов экономического роста или как минимум к ослаблению его потенциала.

Ко всему прочему, велика вероятность дальнейшего сокращения нефтегазовых доходов, доля которых в формировании доходной части бюджета составляет около 30%. Трудно предполагать иной сценарий: санкционное давление не ослабевает, страны ОПЕК выходят на более высокие уровни добычи нефти, цены понемногу, но уверенно снижаются. Похоже, в этом году мы выйдем на рекордный дефицит, намного превзойдя показатель в 4,1 трлн рублей ковидного 2020 года. Соответственно, очень скоро правительству придется пересматривать параметры в сторону увеличения».

Игорь Расторгуев, ведущий аналитик AMarkets:

«Дефицит федерального бюджета в 4,87 трлн рублей, или 2,2% ВВП, действительно выглядит выше комфортного уровня. Однако нужно учитывать, что его формирование в значительной степени связано не с резким ростом постоянных обязательств, а с особенностями графика исполнения расходов и временным снижением нефтегазовых поступлений. Сам по себе июльский прирост на 1,18 трлн рублей – это, скорее, следствие сочетания двух факторов: ускоренного финансирования отдельных статей в начале года и неблагоприятной ценовой конъюнктуры по ряду экспортных позиций, прежде всего, нефти. При этом не надо выделять только нефтегазовый фактор как ключевой: в структуре доходов в ближайшие месяцы ожидается наращивание ненефтегазовой базы. Этому будет способствовать восстановление внутреннего потребления, рост импортозамещающих производств и, как следствие, увеличение налоговых поступлений от обрабатывающей промышленности, торговли и сектора услуг. Плюс, важную роль сыграет администрирование, которое, по заявлениям ФНС, в 2025 году планируется усиливать в части НДС и налога на прибыль.

Что касается прогноза на год, Минфин располагает инструментами для удержания дефицита в пределах показателя 3,79 трлн рублей (1,7% ВВП). Для этого вторая половина года будет характеризоваться более умеренным темпом расходов и постепенным восстановлением нефтегазовых доходов при сохранении курса на рост ненефтегазовой части бюджета. Поэтому говорить о необходимости пересмотра целевых параметров пока преждевременно: при сохранении текущей динамики и дисциплины в исполнении бюджета уложиться в план по итогам 2025 года вполне реально».

Денис Астафьев, управляющий финтех-платформой SharesPro:

«Масштаб перерасхода уже существенно превышает даже обновлённые ориентиры и по уровню сопоставим с показателями, характерными для кризисных периодов экономики. Такая ситуация отражает не только временные дисбалансы, но и накопленные структурные проблемы бюджета, когда расходы растут быстрее, чем поступления, а пространство для манёвра сужается. Если тенденция снижения доходов и высокая нагрузка на расходную часть сохранятся, риск дальнейшего ухудшения бюджетного баланса будет только усиливаться. Пока ситуацию удаётся частично амортизировать за счёт высокого уровня исполнения ненефтегазовых доходов и замедления темпов расходования средств после весны.

Однако к концу года, исходя из текущей динамики, уложиться в скорректированную в апреле планку дефицита без масштабного замораживания расходов или неожиданного, значительного роста доходов будет крайне сложно. Даже при минимальных тратах превышение лимита уже состоялось. Это делает практически неизбежной новую корректировку целевых параметров дефицита, что, в свою очередь, потребует пересмотра бюджетных приоритетов и источников финансирования».

Алексей Ведев, доктор экономических наук:

«Бюджет исполняется неравномерно, в этом его особенность. Безусловно, текущий уровень дефицита в 2,2% ВВП не может не вызывать озабоченность Минфина, который по определению тщательно следит за такими вещами. Одна из главных причин роста, связанного с выпадением доходов, – низкая рублевая цена на нефть в сочетании с крепким обменным курсом национальной валюты. Но можно ожидать, что в обозримой перспективе, не позднее октября, рубль всё-таки ослабнет и тогда Минфин выправит ситуацию с доходной частью федеральной казны. Придется ли пересматривать параметры дефицита в сторону увеличения? Сейчас очень сложно давать какие-либо прогнозы на сей счет: окончательное решение остается за правительством и зависит от целого ряда конкретных обстоятельств».

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.