На Роттердамском кинофестивале показали грузинское кино в его лучших традициях и казахстанский хоррор в южнокорейском духе
На Роттердамском кинофестивале показали фильмы молодых режиссеров
На 55-м Роттердамском кинофестивале предложили радикальный способ борьбы с мошенниками. Ради этого молодые казахстанские кинематографисты попытались освоить приемы южнокорейского кино. А грузинское кино наследует собственным традициям и выигрывает.

тестовый баннер под заглавное изображение
«Больной» («Ауру») казахстанского режиссера Айторе Жолдаскали участвует в программе «Светлое будущее», а это уже свидетельство того, что с ним связывают надежды. Дебютант он относительный, поскольку снял два успешных на родине сериала и полный метр «Шулама» о казахстанских рэперах в соавторстве с Игорем Цаем. «Больной» начинается как социальная история, вибрирующая между драмой и комедией. А когда ничто не предвещает беды, она неожиданно перерастает в хоррор в южнокорейском духе.
На фестивальной премьере собралась внушительная казахстанская диаспора, пришли и наши соотечественники, в основном живущие в Нидерландах больше десяти лет. Приветствовали земляков так, как дай бог другим. Ожидания были велики, поскольку в Казахстане фильм стал едва ли не сенсацией.
Молодая пара Азамат (его сыграл актер и певец Аян Отепберген) и Таншолпан (актриса и блогер Дильназ Курмангалиева) пытается разбогатеть легким способом, чтобы решить материальные проблемы. У девушки, правда, остатки совести еще имеются, и она иногда сопротивляется совсем уж запредельным поступкам мужа.
Решение объявить жену смертельно больной приходит спонтанно после того, как на глаза попадается коробка для сбора денег онкобольному ребенку. Что надо сделать? Сбрить волосы, сесть в инвалидную коляску, и готово — начинается сбор средств. Тут же подключаются блогеры, и денежный поток идет рекой. Уже есть билеты, чтобы уехать далеко-далеко и зажить припеваючи, но на ловких мошенников найдутся другие мошенники, мнимые волонтеры.
Они ходят по квартирам, приносят подарки, а дальше — новые жертвы. Пожилая дама без сознания. Ее больной внук вот-вот пострадает, и в этот единственный момент действительно станет страшно. Есть в звене мошенников и состоятельные люди, занимающиеся мнимой благотворительностью. Главное — нанять наркоманов, которые готовы вернуть только что тобой подаренное. В общем, верный способ победить мошенников — это направить одних проходимцев на других. Пусть бьются за миллион и сгинут все вместе.
Экранные мошенники говорят на смеси казахского и русского языков, используют нецензурную лексику, как в 90-х. В английских субтитрах все это русское «богатство» переводится лаконично одним словом, потому как аналогов нет. Так что иностранные зрители не могут вкусить всю палитру смыслов, которые вкладывают авторы.
В Казахстане фильм стал успешен в прокате. Его создателей осыпали такими неоправданными комплиментами, что у них может возникнуть завышенная самооценка. Режиссеру ничего изобретать не пришлось. За него это сделали южнокорейские коллеги, ловко снимающие хорроры. Бери и пользуйся чужими лекалами, но оказалось, что это призрачная легкость кинобытия.
Воспроизвести корейскую жесткость на экране, да еще так, чтобы она была не вполне настоящей и вызывала смех, — для этого требуется мастерство. Однако скромные достижения не стали помехой для французской кинокомпании, представившей фильм на Каннском кинорынке на стадии производства. Казахстан — все еще кинематографическая диковина, что и привлекательно для мирового кинобизнеса.
Грузинская «Второстепенная роль» Анны Урушадзе участвует в главном конкурсе Tiger Award. Это кино совсем другой культуры, укорененное в традиции своей страны. Главный герой, знаменитый артист Ниаз Гунуа, — настоящее чудовище. Как и многие актеры, он зациклен на себе, а время неумолимо идет, появляются люди новой формации. Они живут иначе. Им не грозит инфаркт. С ними проще работать. Теперь их лица украшают рекламу.

Ниаз встречается с начинающим режиссером, дебютанткой. Именно такие девушки в современной Грузии приносят национальному кино мировую славу. А Ниаз тут же теряет часть сценария, не отвечает на звонки, пропадает, живет своей невероятной жизнью, напоминая бездомного.
Он объезжает женщин, с которыми его что-то прежде связывало, всюду ведет себя как свинья. Оказавшись на чужом празднике просто потому, что во время ливня его подобрала на улице незнакомая женщина, любимец публики устраивает дебош.
Главную роль сыграл Дато Бахтадзе, знакомый российским зрителям по трем выпускам «Елок», «Иронии судьбы. Продолжению». Его герою предлагают небольшую роль, а он привык к другому.
Когда-то у Ниаза была прекрасная женщина. Ее сыграла прекрасная Нато Мурванидзе из славного грузинского рода: бабушка — актриса Медея Чахава, дед — спортивный комментатор и актер Котэ Махарадзе, дядя — режиссер Темур Чхеидзе. Она снималась и в дебютной «Страшной матери» Анны Урушадзе, номинированной на приз Европейской киноакадемии и получившей азиатский «Оскар» в австралийском Брисбене. Нато Мурванидзе там отметили наградой за лучшую женскую роль.
Во «Второстепенной роли» ее героиня воспитывает сына с особенностями развития, но Ниаз слишком поздно узнает об этом и только тогда наконец поймет, что всю жизнь был на вторых ролях. Приходил, уходил, кого-то бросал, не вспоминал о сыне, а он вырос не таким, как все, живет в далеких галактиках.
Анне Урушадзе удалось передать дух Тбилиси, его неповторимых домов, где собираются большими компаниями и откуда до сих пор провожают в последний путь. Жизнь словно остановилась, она — как старые рамы в квартирах, не тронутых евроремонтом. Жаль, что отец Анны, режиссер Заза Урушадзе, так рано ушел из жизни и не успел порадоваться ее успехам.
Источник: www.mk.ru