Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Евгений Дога не отмечал день рождения, потеряв мать

0 0

Роман с кино у знаменитого композитора начался со случайной встречи в троллейбусе

3 июня не стало композитора, народного артиста СССР Евгения Доги. Он скончался в Кишиневе на 89-м году жизни от сердечной недостаточности на фоне продолжительного онкологического заболевания. В Молдове объявлен траур в связи с его кончиной. Каким он был, о чем думал, видно из бесед, участником которых довелось стать обозревателю «МК».

Евгений Дога не отмечал день рождения, потеряв мать

тестовый баннер под заглавное изображение

Всю свою взрослую жизнь Евгений Дога прожил в Москве и Кишиневе, никогда не прерывал связи с родиной. А родился он в молдавском селе, где звуки природы воспитали его музыкальный слух. Дитя войны, он рано потерял отца, погибшего в 1945-м. Ребенком мастерил музыкальные инструменты из того, что было под руками, — деревяшек, тростника, стеблей кукурузы. 

«Вряд ли бы я стал сегодня композитором, — сказал он во время одной из наших совместных кинопоездок. — С грустью и радостью вспоминаю советское время, когда смог получить хорошее музыкальное образование. Это сейчас почти каждый второй имеет по два вуза за плечами. А в свое время это было сложно. Вряд ли бы моя мама послала меня учиться за деньги, потому что у нее не было ни гроша. После войны был страшный голод, нищета. Какая тут учеба».

Свой день рождения — 1 марта — Евгений Дога не отмечал. Считал, что не имеет на это морального права. «Страшно, когда некому сказать слово «мама». Я ощутил это много лет назад. Моя мама скончалась в день моего рождения, — объяснил он. — Я воспринял это как знак судьбы. И до этого не праздновал свой день рождения, и продолжаю это делать до сих пор. Со смертью матери отрубается вся твоя предыдущая жизнь, ставится точка. А перспективу дает только многоточие. Могу сказать всем: «Не оставляйте матерей одних». Что может быть дороже мамы? Она как бесконечность, как космос. У меня многое ей посвящено».

Широкому кругу слушателей и зрителей Евгений Дога известен прежде всего как кинокомпозитор, автор знаменитого вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) Эмиля Лотяну по чеховской «Драме на охоте». В кадре под его музыку танцуют элегантный Леонид Марков и начинающая балерина и актриса Галина Беляева в облаке фаты. Во время концертов Евгений Дмитриевич предлагал своим почитателям послушать другой вальс, который известен чуть меньше. Но и главным он не тяготился, как это иногда бывает с творцами, имя которых крепко связывают с одним-единственным произведением.

Роман с кино начался у Доги случайно. В конце 1960-х молдавский режиссер Георге Водэ снимал фильм «Нужен привратник» с Михаилом Волонтиром в главной роли. О том, как развивались события, Евгений Дога рассказал во время нашей совместной поездки на кинофестиваль в Ленинградскую область. Надо сказать, что он любил бывать на фестивалях, прекрасно там выступал и общался со зрителями и коллегами. Навсегда запомнился его урок на тему, что делать, если вас почему-то не встретили организаторы у поезда. Дога в таких случаях сразу же отправлялся «сдаваться» в милицию, а позднее — в полицию. Приходил, рассказывал все как есть, и его с ветерком доставляли по назначению, подняв на ноги не только фестиваль, но и весь город, как это было в Смоленске. Однажды я повторила его трюк в Минске. Сработало четко — отвезли, доставили. Забывшие встретить организаторы долго не могли забыть такое потрясение.

С Евгением Догой можно было поговорить на любую тему, узнать от него что-то важное о жизни и кино. Мы приводим «осколки» наших разговоров во время поездок по стране.

О случайном приходе в кино. «Я ведь окончил две консерватории, после чего понял, что не стоит ничего писать. Зачем засорять звуковой мир еще и своей музыкой? Я года три ничего не писал и чувствовал себя прекрасно. Преподавал, участвовал в создании учебников по теории музыки. Все мне нравилось, но как это бывает в жизни… Однажды я ехал в троллейбусе после занятий со студентами. Ко мне обратился незнакомый усатый мужчина. Он спросил: «Вы Дога?» — и предложил выйти. Я подумал: «Как странно. Зачем мне с ним выходить?» Но все-таки мы вышли, и этот человек сказал: «Мы затеяли фильм. Напишите музыку?» А я понятия не имел, как ее писать для кино. На что мужчина с усами ответил: «Да ничего страшного. Не волнуйтесь. Все когда-то начинают».

Мы стали работать над картиной, где половина действия происходит в раю, а другая — в аду. Адская жизнь мне далась легко. А с райской я не разобрался до сих пор. Фильм, по-моему, получился очень хороший. У него было много наград. Однако ЦК партии его запретил. О каком рае может идти речь помимо того, что царит в ЦК. Понятно, что там была райская жизнь. Только спустя годы фильм разрешили показывать. Я послушал то, что написал, и мне понравилось. «Нужен привратник» стал толчком к тому, чтобы я связал свою жизнь с кинематографом».

Никого не мучил музыкой. «С 1971 года я стал свободным художником. Спасала меня только музыка. Надо было вкалывать, хотя я не чувствовал, что вкалываю. Все делал с большим удовольствием, никогда не мучил музыкой семью и соседей и до сих пор продолжаю писать очень быстро. У меня нет черновиков, сразу пишу набело. Это очень помогает, особенно в кино. Там же нет дублей в музыке. Они есть только у артистов, поэтому для композитора дубль должен быть совершенным. Кино меня этому научило. Я на практике получил подтверждение этой привычке.

Я написал музыку более чем к 200 фильмам — художественным, документальным, созданным на разных студиях бывшего СССР и некоторых зарубежных. Но я работал не только в кино, писал камерную музыку, песни. В какой-то момент почувствовал, что многого не сделал в академическом жанре, и начал писать инструментальную музыку, работал над балетом. Я счастлив, что в советское время успел поставить хотя бы свой первый балет. Есть еще и второй, и третий — «Королева Марго», но он лежит. Не ставят, но я играю его фрагменты на концертах. Много выступаю, чтобы хотя бы так моя музыка исполнялась».

О славе и самоанализе. «К славе я никогда не стремился, никому не завидовал. Для меня важнее уважение к моему труду. Хотя с детства хотел чем-то выделиться, отличиться. Не вижу в этом проявления нескромности. Нужно себя анализировать, а не соседей по цеху. Мне всегда нравилось нравиться. Мне важно знать, что получают мои слушатели. Я получаю удовольствие, выходя на сцену, ощущая реакцию зала. Мне важно видеть лица, нужен диалог. Если в зале остались пустые места, значит, пора прекращать свои выступления. Я все время недоволен тем, что делаю, но никогда не возвращаюсь к переработке своих сочинений. Лучше потрать время на что-то новое. Меня иногда спрашивают, как я пробивался. Да я не пробивался, просто делал свое дело. Классики нам, конечно, испортили жизнь, потому что написали такие произведения, которые не перескочишь. После них пробиться всегда трудно».

О равновесии. «Парализовало мою левую руку. Что делать? Рука висела, потом меня подлечили в Киеве, но она все равно «хромала». Видимо, для того чтобы сохранить равновесие, я сломал еще и правую руку. Иногда думаю: когда же я перестану мучить фортепиано? И ведь хочется его мучить. Это как соска».

Об одном объявлении. «Прохожу как-то мимо своего дома в Москве и вижу отпечатки детской обуви на стене. «Вот ведь черти. Что же вы творите?» — подумал я и написал объявление для родителей. Пригласил всех дошкольников к себе домой заниматься музыкой. Набился полный коридор бабушек, дедушек, пап и мам со своими малявками. У меня не было задачи обучать их музыке, важно было направить их внимание и энергию на что-то полезное. У одного мальчика не было ни слуха, ни чувства ритма, но я ставил его в первый ряд. Он выходил в бабочке и чувствовал себя артистом, но я его предупредил, чтобы просто открывал рот, не пел. Потом он выступал с нами постоянно, и было ощущение, что он действительно поет. Теперь у этих ребят все хорошо».

О книгах для взрослых и детей. «Моя книжка «Амур и его амурные дела» про кота издана не только у нас, но и в Бухаресте. Другая книга — про собачку по кличке Джой и ее собачьи дела. Думаете, почему я начал писать книжки про домашних животных? Да потому что у них многому можно научиться. Была у нас красивая кошечка, серая с голубым отливом. Смотрел я на нее и думал, где же она найдет себе такого же кота, когда подрастет. Однажды наша красавица пропала. Искали — не нашли. Не было ее неделю. Прихожу я как-то после занятий, смотрю, она в скверике стоит как статуэтка. Зову — никакого внимания. Мертвая, что ли? Бросил в нее камушек. Опять никакой реакции. Ушел и вернулся через несколько часов. Она в той же позе. Смотрю, а там, как в зеркале, такой же, как она, котяра. Они стоят и смотрят друг другу в глаза. Вот она, настоящая любовь. Какой потрясающий энергетический диалог! Вот у кого надо учиться любить. Когда я вижу на скамейке пару молчащих людей, то меня это волнует. Это куда сильнее слов».

О друзьях. «У меня их нет совсем. Ведь что такое друзья? Это люди, с которыми можно выпить пива, в нарды постучать. А у меня никогда на это не было времени, хотя иногда сожалею об этом. В этом смысле мы никогда не были друзьями с кинорежиссером Эмилем Лотяну. Мы были творческими союзниками, вместе работали на картинах «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Я ничего не знаю про него, потому что знаю о нем все. Такая же дружба у меня была с Андреем Дементьевым, с которым мы вместе написали много произведений. Он — поэт, в котором можно найти все».

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.