Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

0 1

У Москвы теперь есть своя “Слава”

Константин Богомолов у себя на Бронной продолжает на практике изучать советскую драматургию. На этот раз объектом его испытаний стал абсолютный хит отечественного театра — пьеса в стихах «Слава» Виктора Гусева, написанная в жестокие для страны годы — в середине 30-х. Зачем самый радикальный режиссер сегодня обращается к материалу, который большинство его коллег постарались забыть как страшный сон, а зрители на спектакле плачут, на премьерном показе размышлял обозреватель «МК».

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

Справедливости ради стоит сказать, что это вторая попытка Константина войти в «славную» воду, только на этот раз московскую. Его первая постановка по пьесе Виктора Гусева, 25-летнего поэта, в искусстве всегда шагавшего в ногу со временем, разделявшего его заблуждения и даже жестокость, а также написавшего сценарии к признанным народом и властью фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» (две Сталинские премии), состоялась еще пять лет назад в Петербурге в БДТ им. Товстоногова. Такого выбора пьесы от первого ёрника и дерзкого специалиста по трансплантации собственных литературных опытов в «тело» классических произведений с целью получения чего-то третьего не ожидали даже его апологеты. Но тогда в БДТ образец советской классики никоим образом не подвергся «хирургическому» вмешательству и внешне предстал публике в чистом виде. Ну разве что молодых героев играли возрастные артисты, а врача-мужчину Константин заменил на женщину. Тоже мне криминал. 

Еще одно важное уточнение: «Слава» — не перенос питерской постановки на столичную сцену, и две «Славы» отличаются друг от друга так же, как Россия до пандемии и особенно до проведения СВО от России после и во время оных. В данном случае фактор событий и времени имеет значение: что вчера считалось советским нафталином и поводом для стеба, сегодня становится едва ли не повесткой дня. Вопрос только в том — кто ее готовит, в какую облекает форму и какие при этом использует выразительные средства.

На первый взгляд у «Славы» с Малой Бронной форма самого что ни на есть реалистического театра. Сценография постоянного соавтора Богомолова Ларисы Ломакиной демонстрирует это с первой минуты, в элементах своих повторяя архитектуру парков культуры и отдыха, посещаемых несколькими поколениями советских людей. Простор, взбегающая вверх по всей ширине сцены лестница (по обе стороны в нее встроены четыре ряда со зрителями) завершается белоснежной балюстрадой. Здесь парочка влюбленных, один в один одетая по моде своего времени: на ней платьице белое в талию, естественно, ниже колен. А ниже — трогательные белые носочки в босоножках белых. У него — светлая рубашка с закатанными по локоть рукавами и черные брюки. На фоне нынешнего достатка и шика (с приходом Богомолова публика на Бронной все больше состоятельная) смотрится вроде бедненько, зато образец моральной чистоты молодежи прошлого очевиден. 

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

Голос из репродуктора, в котором сразу узнаешь самого КонБога, запускает нехитрый сюжет: в долине Азау с гор сошла лавина, которая грозит уничтожить гидростанцию «Первого мая» вместе с прилегающим к ней поселком. «Правительство предпринимает необходимые меры», — без эмоций заканчивает официальное сообщение диктор. Мера только одна — подорвать лавину, и сделать это должен как раз парень в светлой рубашке, инженер-подрывник с несерьезной фамилией Мотыльков Василий, в данный момент желающий только одного — стать не камикадзе (он-то знает, что от подрыва лавины верная смерть), а поцеловать Лену Морозову даже с риском быть оштрафованным за то, что давно у нас считается нормой — публичный поцелуй после жаркого лета. Впрочем, в пьесе другие слова. 

Мотыльков: Не хотел бы я быть возле этой горы.

Лена: Я была. Весной. Там красиво. Очень.

Мотыльков: Хорошо, что мы здесь, что горят фонари

Этой плотной веселой московской ночи.

А дальше лирика резко уходит в конфликт личного и общественно значимого: Лена — комсомолка, спортсменка, летчица-красавица — настаивает на подвиге Мотылькова, который, как будто оправдывая свою фамилию, ответит ей совсем не в духе героического времени: «И все это называется жизнь»… «Я самый обыкновенный/ Ничем не отмеченный в жизни москвич». Кстати, в противоположность своему товарищу — тоже инженеру-подрывнику и тоже с говорящей фамилией Маяк: тот рвется отправиться на взрыв, но с личной мотивацией — ради славы. Однако мудрый руководитель товарищ Очерет отправит на борьбу со стихией скромнягу Мотылькова, а не карьериста Маяка, и тот совершит подвиг, оказавшись на волоске от смерти — пропав, а потом воскреснув. 

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

Сюжет прост и крепко сколочен, ценности обозначены, пафос их в стихотворной форме с позиции сегодняшнего дня зашкаливает. Без пафоса у автора не мыслится даже личное: «…Чтоб все твои чувства, гремя и пылая/Находили бы отклик в моей крови…/Ты раны нанес моей любви», — пеняет летчица своему подрывнику. Но справедливости ради стоит сказать, что и лирика в пьесе тоже имеется.

Как слушается сегодня такое в театре, тем более в довольно короткий срок сделавшемся модным? Современный зритель, для которого уличный мат на сцене — норма, а для интеллектуалов — особый шик, от высокого стиля поначалу ежится, как от вида тяжелого пальто с барашковым воротником вместо легчайшего брендового пуховика. И думает: «Да тут анахронизм какой-то! Куда я вообще попал?…» Текст пьесы в первозданном виде (пусть и купированный) по форме и, главное, по содержанию от сегодняшнего россиянина так же далек, как от земли, по которой в прошлом веке ползал некто Василий, до небес, где парила в самолетике некто Лена.

Но фокус в том, что зрителю понадобится совсем немного времени от начала действия, чтобы адаптироваться к содержанию такой пьесы и погрузиться в историю, какой представил ее Богомолов, — вневременную при всех сохраненных внешних приметах своей эпохи. Более того, режиссер сумел обострить в ней смыслы, которые в последние десятилетия, подобно музейным экспонатам, оказались за мутным стеклом — чтобы разглядеть их, его надо было протереть.

Кажется, Богомолов на сцене делает все, чтобы тексту 90-летней давности ничего не мешало: максимально убирает действенный ряд, снимает эмоциональные акценты. Напротив, при минимуме движений — максимум внутреннего напряжения, мизансцены в своей статике не выглядят тяжелыми,  и сценическое время двух актов пролетает незаметно. 

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

Стоит признать, что среди достижений московской «Славы» — пугающая своей точностью реконструкция атмосферы и облика соотечественников того времени, в котором ни режиссер, ни актеры не жили и могли о них составить представление разве что по советским фильмам, которые вряд ли у них в приоритете. Но поразительно, им веришь: их персонажи именно оттуда, из 30–40-х. Веришь Андро Симонишвили (Мотыльков), Василисе Перелыгиной (Лена), Катерине Васильевой (мать Мотылькова), Яне Вилочкиной (сестра Мотылькова), Александру Шумскому (Маяк), Денису Громакову (Очерет, мудрый, как партия большевиков, руководитель Мотылькова), Владимире Петрик и Ивану Тарасову (пионеры, медсестра, репортер). Но если их персонажи — продукт революционного времени со всеми входящими, то заслуженный артист Медведев (отец летчицы) в исполнении Леры Горина несет флер милой дореволюционности. Со всей ее артистической манерностью, шутками вроде: «Каждое кушанье должно быть скушано/Как сказал поэт/Актер не допустит в пище потерь».

Кстати, это на его репликах, произнесенных без тени юмора, больше всего смеются. Старорежимность этого персонажа обаятельна, какая-то домашняя, но при этом с пониманием своего места в искусстве — за его игрой встает биография, которая не прописана у автора. А его оценка состояния театрального дела звучит актуально особенно с появлением в театральных вузах новой России внебюджетных мест: «…А нынче приходит Манька иль Танька/Юбочка, сумочка, туфли, жакет/Акробатика, биомеханика/А сердца, сердца актерского нет».

Богомолов реконструировал советскую патриотическую пьесу на Малой Бронной

Магнетизма «Славе» добавляет условность как прием. Такую встретишь даже не в музыкальном театре, где Богомолов активно работает в последние годы, а скорее у детей, которые свои игры умеют делать из ничего. Так, смертельно раненный Мотыльков все начало второго акта пролежит на чуть выдающемся в зал белоснежном подиуме, и все в той же белой рубашке, только нарочито под кровь вымазанной краской. И эту далекую от правды кровь, и изображение погибающего от ее потери героя можно рассмотреть на крупном плане экрана. «Скажи: куда так торопятся люди? Ведь смерть за каждым придет сама/Не напоминайте, она не забудет». После его диалога с профессором Чёрных (Дмитрий Гурьянов), который носит философский характер, умирающий поднимется и как живехонький пойдет по лестнице, уступив место доктору, готовому отдать подрывнику необходимую для его спасения кровь. Разумеется, без всяких там аппаратов по переливанию, белоснежных простыней и ширм.

Важный инструмент постановки — музыка, точнее, музыкальное решение не иллюстративного характера: тут своя драматургия — городской романс позапрошлого века  про «шар голубой» над мостовой, сквозь советские песни, вальс Сибелиуса логически приходит к финалу из сочинения Генри Перселла, где торжествующий бой барабанов, символизирующий триумф воли и времени, в саунд-дизайне (композитор Валерий Васюков) все увереннее сбивается на тревогу. Дурные предзнаменования слышатся в этом победном гуле. 

Как ни странно, именно ерник Богомолов своей «Славой» возвращает фундаментальным понятиям утраченную силу и четкость «берегов». Здесь Родина как место силы, а не одного лишь заработка. И если не совершение подвига, то хотя бы маленькое свершение для нее. Дело, а не показуха. На поклонах — овация, как будто зал заполнен исключительно патриотично настроенной публикой, которую по одному внешнему виду в этом никак нельзя заподозрить.

Поскольку в современном искусстве Константиновна Богомолова рассматривают еще и как фигуру политическую, то, судя по успеху спектакля, следует ожидать, что патриоты его поднимут на щит, а либералы, припомнив ранее написанные им манифесты, обвинят в конъюнктуре. Что ж, «И все это, — как сказано в пьесе, — называется жизнь».

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.