Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

Путин задал министру просвещения неудобный вопрос про учителей

0 4

Как привлечь «точные науки» в школы: студенты, переквалификация, айтишники-фрилансеры

Рабочая встреча президента с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым широко обсуждается. В школах пытаются предугадать последствия — к чему именно приведут слова Путина о нехватке учителей математики, физики и информатики. И, конечно, напряженно прислушиваются к диалогу в педагогических вузах.

Путин задал министру просвещения неудобный вопрос про учителей

Встреча Путина с Кравцовым была недолгой и ее вряд ли можно назвать итоговой. Хотя, в связи с капремонтом и «благоустройством» школ, министр просвещения и поспешил доложить президенту об уничтожении третьих смен в школах. И что школ с учащимися во вторую смену осталось только 15% в стране.

Но следующий вопрос от главы государства был поставлен «ребром»: почему «количество учителей сокращается. По математике, физике, информатике»?

Кравцов в ответ пояснил, что «чуть-чуть увеличилось количество учителей русского языка, логопедов, дефектологов». Что набирают популярности педагогические вузы: прирост в 100 тысяч заявок за год. И становится все больше тех, кто получает второе высшее образование педагога.

Упомянул глава Минпросвещения и студентов IV курса, которые уже работают в школах, во исполнение воли самого президента. Мол, 50 тысяч студентов-старшекурсников уже приступили к работе. И о программе «За горизонтами предмета» министр упомянул — это последние ведомственное ноу-хау, как раз посвященное переучиванию и переподготовке учительских кадров.

Наверное, любому понятно, что основную проблему современных учителей «в массе», а именно размер зарплат, сходу не решить. И больше эта печальная арифметика как раз и относится к математике, информатике и вычислительной технике, традиционно «мужским» предметам в школе.

Что следует из диалога министра и президента?

Ну, во-первых, учителя русского, логопеды и дефектологи не зря «прозвучали», те самые «Горизонты…» как программа учительской переквалификации — очевидно, что при такой постановке вопроса, все больше учителей будут переучиваться на «точные предметы». И, возможно, не только школьные преподаватели, но из училищ и колледжей подтянутся. Или даже из вузов — регионах в «вышке» не очень хорошо зарабатывают, да и в столицах тоже. Может создастся ситуация, в которой преподавать математику или физику в школе станет выгоднее.

Еще программа по математике и физике, возможно, будет меняться, приближаясь к образцам 30-летней давности. «Учебники по математике, физике и географии также претерпевают качественные изменения, содержание будет отражать подходы к этим предметам еще в СССР», — пообещал глава Минпроса прошлом году. Кстати, сегодня это даже в соцсетях очень модная тема: сложнее сегодняшняя программа по сравнению в «как раньше», или проще?

— Бытует мнение, что сегодня программа по математике сложнее, чем в советское время, – говорит учитель математики с 38-летним стажем Нина Викторова. – Это неправда. Тогда программа была более насыщенной и быстрой, чем сегодня. Раньше начинали проходить дроби, в том числе десятичные, еще в 4-м классе, сегодня это «началка». Логарифмы и функции тоже шли раньше и были представлены полнее, а уж тригонометрия… Не зря косинусы-котангенсы — страшный сон любого бывшего советского ученика. Сегодня больше повторов в учебниках, закрепления материала, больше диверсификации, уже со средней школы. Если попросту – образование было «математическим» в СССР, гуманитарные дисциплины считались второстепенными. Программа была сложнее, если рассуждать примитивно. Зато сегодня математика в школе более специальная, больше ориентируется на детей.

Путин задал министру просвещения неудобный вопрос про учителей

В 2023 году в ходе специального опроса была выявлена большая текучка кадров у предметников по «техническим» предметам. Более чем в 40% школ не хватает математиков, в физиках нуждаются 22% школ. И это еще оптимистичная картина – альтернативное профсоюзное исследование выявило нехватку учителей математики аж в 88% школ в стране. Эксперты полагают, что такая ситуация сложилась в связи с тем, что «все рвались в менеджеры и юристы». Учителя физики, химии, математики на некоторое время оказались на задворках профессии.

Что до преподавания информатики – в прошлом году в Госдуме была озвучена цифра дефицита учителей в 3600 человек. Конечно, больше всего страдают от недостатка учителей-айтишников отдаленные дотационные регионы, небольшие города и села. Хотя о недостатке «информатиков» в школах заявляли и в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае.

— Мне кажется, школам и их начальству надо как-то гибче подходить, привлекать действующих айтишников, – считает программист Иван Березин. – Развивать учебные платформы, привлекать туда работающих специалистов в режиме онлайн. Понятно, что никто сегодня не пойдет в школу на оклад в 5-10 раз ниже того, что человек может заработать. А как фриланс — может быть. Многие так и работают, в нескольких местах, удаленно. Одним из таких мест может стать школа, почему нет?

Детям контактировать через гаджеты не привыкать. Да и экзамен после 11 класса сдают на машине. Действующий программер научит лучше: каждые полгода что-то меняется в IT. В школах учат Pyton, и это неплохо. Но все-таки это язык программирования из 1990-х, и к нему обязательно нужна альтернатива посвежее, например, Go, C++… В зависимости от задач, могут быть Scratch, SQL и др.

И желающих будет немало, мне кажется. Репетиторов по информатике сейчас очень много. Цены у них в 2-3 раза ниже, чем у тех, кто к математике или русскому готовит. Значит, желающие преподавать есть, остается их привлечь в школу.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.