Интересные новости
Ultimate magazine theme for WordPress.

В фильме Эльдара Шенгелая армянин в исполнении Юрия Стоянова отправился в Азербайджан

0 0

Советский классик и грузинский режиссер всегда отдавал приоритет дружбе

4 августа в Тбилиси на 93-м году жизни скончался классик советского и грузинского кино, народный артист СССР, кинорежиссер Эльдар Шенгелая. Самые известные его фильмы — «Мачеха Саманишвили», «Белый караван», «Голубые горы, или Неправдоподобная история». Он пережил на пять лет своего младшего брата, кинорежиссера Георгия Шенгелая, визитной карточкой которого навсегда останутся «Мелодии Верийского квартала».

В фильме Эльдара Шенгелая армянин в исполнении Юрия Стоянова отправился в Азербайджан

тестовый баннер под заглавное изображение

Их отец Николай Шенгелая был кинорежиссером, снявшим «Элисо» и «Двадцать шесть комиссаров». Мама — божественная актриса Нато Вачнадзе, которой до сих пор гордится Грузия. В 1950-е Эльдар поехал в Москву, поступил во ВГИК, куда позднее отправится и его младший брат Георгий. Прежде чем вернуться домой, на «Грузия-фильм», Эльдар два года набирался опыта на «Мосфильме».

Он начинал снимать со своим однокурсником Алексеем Сахаровым, позднее снявшим фильмы «Коллеги» и «Барышня-крестьянка». Вместе они сделали «Снежную сказку» и «Легенду о ледяном сердце». Шенгелая работал с начинающим Резо Габриадзе, снял по его дипломному сценарию «Необыкновенную выставку». За картину «Голубые горы, или Неправдоподобная история» в первые годы перестройки он получил Госпремию СССР.

В 1964-м черно-белый «Белый караван» о чабанах, который Эльдар Шенгелая снял с товарищем и вгиковцем Тамазом Мелиава на «Грузия-фильм», участвовал в главном конкурсе Каннского кинофестиваля. Тогда «Золотую пальмовую ветвь» получили «Шербурские зонтики» Жака Деми. А наряду с «Белым караваном» в конкурсе участвовал Георгий Денелия с «Я шагаю по Москве». Вместе с актрисой Галиной Польских они вошли в состав советской делегации. А Шенгелая в Канны не выпустили. Таково было решение Госкино СССР.

Одну из главных ролей в «Белом караване» сыграла жена Эльдара Шенгелая — Ариадна Шенгелая, звезда советского кино. В 2019-м в Каннах, но уже в программе «Каннская классика», вновь показали специально отреставрированный «Белый караван». Тамаз Мелиава к тому времени уже умер.

Эльдар Шенгелая был большим другом Рустама Ибрагимбекова. До последнего он поддерживал дружбу с российскими кинематографистами, какими бы сложными ни были взаимоотношения между странами. Шенгелая был активным участником Форума национальных кинематографий в Москве, которым руководил Ибрагимбеков, и куда приезжали Кира Муратова, Роман Балаян, Актан Абдыкалыков, Шарунас Бартас, Георгий Шенгелая. А когда в Тбилиси проходили дни российского кино, тоже всячески помогал. Единого кинематографического пространства постсоветских стран уже не существовало, и это была едва ли не последняя соломинка, за которую надо было держаться.

Уже в зрелом возрасте Шенгелая снял по сценарию Ибрагимбекова «Кавказское трио», российско-грузино-испанский проект. Роль армянина, приехавшего в Баку, сыграл Юрий Стоянов, азербайджанца — Гога Пипинашвили, грузина — Баадур Цуладзе. По сценарию молодой актер из Баку переезжает в Москву и по настоянию отца-армянина решает сменить азербайджанскую фамилию на армянскую. «Нам важно было снять картину, которая не возмутила бы ни тех, ни других, — рассказывал тогда в нашем интервью Рустам Ибрагимбеков. — Межгосударственные конфликты рано или поздно рассасываются. Существует много причин, почему они продолжаются. Нельзя восстанавливать один народ против другого. Потом по приказу сверху скажут: «Миритесь!», а народы будут враждовать столетиями, потому что это процесс инерционный. Нам важно было, чтобы фильм снимал Эльдар, нужна была нейтральная фигура. Эльдар — мой товарищ, прекрасно понимающий суть проблемы. Помогал нам мой сын Фуад Ибрагимбеков, когда Эдьдар и операторы не смогли получить визу в короткий срок, а кинопроизводство ждать не могло».

Эльдар Шенгелая был очень порядочным и принципиальным человеком. Он обладал отменным чувством юмора, какой дарован грузинам от Бога. Героем его позднего фильма «Кресло» стал министр по делам беженцев, которому пришла гигантская посылка. В ней было черное кожаное кресло с пультом управления, благодаря которому события стали развиваться по непредсказуемому сценарию. С креслом министр жил душа в душу, и это был прямо-таки космический контакт. К контактам на самых разных уровнях всю жизнь стремился и Эльдар Шенгелая. Дружба и миролюбие были его главными принципами.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.